Обработка дерева        29 июня 2012        72         0

Традиционные приемы обработки дерева

Индия

Почти все перечисленные деревянные предметы, не требующие большой затраты материала, мастера продолжают вырабатывать и в наши дни. При этом в разных областях страны сложились свои традиционные приемы обработки дерева, связанные прежде всего с качеством древесины местных видов, и свой ассортимент изделий. Известны три главных вида художественных приемов обработки деревянных изделий: резьба, инкрустация и роспись под лак.

Резьба распространена очень широко. Этот прием художественной обработки дерева используется и для изготовления рельефного узора на декоративных панелях, подносах, шкатулках, предметах меблировки, посуде и т. п., и для создания объемных фигур.

Рельефной резьбой славится Кашмир. Здесь изготовляются предметы самого разного назначения из древесины произрастающего на территории штата орехового дерева, широко поставляемые в эмпориумы, а также идущие на экспорт.

Кашмирский орех великолепно поддается обработке и отличается красивой древесиной, цвета которой варьируются от серого и темно-кремового до коричневого и которая дает мастеру возможность подобрать и выигрышно расположить узоры годовых колец, имеющие вид расплывчатых линий.

Кашмирские ремесленники изготовляют тонкостенные деревянные сосуды — миски и чаши для фруктов, орехов или сладостей, иногда украшенные небольшим количеством резьбы, а иногда гладкие, радующие глаз только своей формой и цветом. В Кашмире очень популярен прием нанесения неглубокого рельефного орнамента, состоящего из сочетаний мелких деталей — чаще всего стилизованных листьев и цветов. Таким орнаментом украшают подставки для ламп и торшеров, подносы, шкатулки, коробки для сигарет, рамки, футляры самого разного назначения и т. п.

Специальностью кашмирских мастеров является и изготовление узорных резных панелей, а также досок, из которых складываются потолки в жилых домах зажиточных людей или в домиках-отелях, установленных на больших лодках, которые сдаются туристам. Эта работа даже носит особое название — «кхатамбанд».

Здесь известна и техника нанесения гравированного узора, и техника глубокой резьбы для выработки объемного орнамента, детали которого кажутся лишь скрепленными в нескольких точках с поверхностью изделия. Все операции по обработке дерева — сушка, резьба, полировка и склеивание деталей — проводятся разными специалистами, издавна поддерживающими традиционные взаимные связи.

Резьба по дереву известна и в ряде других мест. В Пенджабе, например, есть прославленные центры изготовления предметов меблировки из древесины гималайского кедра. Здесь же делают и мелкие вещи утилитарного и декоративного назначения.

Все эти изделия украшают более крупным по рисунку, чем кашмирский, неглубоким рельефом, узор которого включает, в отличие от «мусульманского» стиля Кашмира, не только растительные или геометрические мотивы, но и изображения животных и людей, иногда в виде многофигурных композиций.

Резные изделия с орнаментированной поверхностью вырабатывают и из других сортов древесины в штатах Гуджарат, Уттар-Прадеш, Раджастхан, Западный Бенгал и др. Дворцы и дома богатых людей Гуджарата и Раджастхана славились изысканной и обильной рельефной резьбой на стенных панелях и дверях еще 100-150 лет тому назад, но теперь эта отрасль ремесла полностью отмерла. В этих штатах и на севере Индии продолжают делать резные двери и калитки, но покрывающий их орнамент гораздо примитивнее прежнего и не отличается тонкостью выполнения.

Резьбой по сандаловому дереву славятся многие центры, расположенные главным образом на юге Индии. Это древняя традиционная ветвь индийского художественного ремесла — изделия из сандала воспеты в эпосе, описаны в руководствах по ремеслам и пользовались широкой известностью в других странах вплоть до Римской империи наряду с индийскими драгоценностями и тончайшими тканями. И в наши дни индийские изделия из сандала экспортируются во многие страны мира.

Преимущественным способом орнаментирования предметов из сандала является нанесение узора в технике глубокого рельефа. Поскольку этой резьбой, по традиции, занимаются в основном ремесленники-индусы, в узорах не соблюдается никаких сюжетных ограничений, и их разнообразие очень велико — изображаются сцены придворной и повседневной жизни, сюжеты из мифов и преданий, сцены охоты и сражений, картинки природы и т. п.

В некоторых центрах «мусульманского» мастерства, например в Мурадабаде, ремесленники тоже изготовляют из сандала предметы утилитарного и декоративного назначения, украшая их условным геометрическим и растительным орнаментом. Используют этот материал также в Гуджарате и Бомбее, где изделия из сандала покрывают крупно детализированным рисунком с изображением пейзажа или мифологических сцен. Но в целом на севере и западе страны сандаловые изделия производятся не так широко, как на юге.

Помимо рельефной, повсеместно известна также объемная резьба по дереву. Во всех районах страны из самых разных сортов древесины изготовляются фигурки богов, людей и животных. Фигурки, изображающие богов, статичны и вырабатываются обычно по определенным каноническим предписаниям. Животные изображаются и натуралистически, и стилизованно; их фигурки, как и фигурки людей, поражают разнообразием — ведь практически мастера каждой деревни делают эти фигурки в своем особом стиле. Такие фигурки могут иметь и декоративное назначение и служить игрушками. И в том и другом случае мастера делают их из самых разных сортов дерева и отражают в них жизнь такой, какой они ее видят.

Традиционные приемы обработки дерева

Деревянные фигурки (слева — штат Раджастхан, справа – штат Андхра-Прадеш)

Фигурки животных из Ориссы, например, стилизованы иногда почти до неузнаваемости и покрыты масляной или минеральной краской, тогда как деревянные слоны из Карнатаки или Кералы, сделанные чаще всего из розового дерева или сандала (иногда из тика), настолько натуралистичны, что по ним можно изучать строение тела животных.

Фигурки людей — это отображение окружающей ремесленника социальной среды. В каждом штате, в каждом округе такие фигурки имеют свои особенности. Иногда они бывают монохромными, сохраняющими естественный цвет древесины, иногда их покрывают росписью, воспроизводя лицо, костюм, украшения. Костюмы и по типу, и по цвету отличаются документальной точностью.

Среди декоративных деревянных фигурок, изображающих людей, особое место занимают произведения мастеров из деревни Кондапалли в штате Андхра-Прадеш. Их делают из мягкой древесины, легко поддающейся обработке, поэтому они невелики по размерам и мелко детализированы. Голова и тело вырезаются обычно из одного куска, ручки и ножки приклеиваются, а затем вся фигурка ярко раскрашивается. Иногда мастера Кондапалли составляют из своих фигурок целые композиции, изображающие различные жизненные ситуации.

Изготовляют в Кондапалли также раскрашенные фигурки животных и птиц. Предпочтение отдается слонам и павлинам — их изображения, сделанные в Кондапалли, можно встретить в эмпориумах самых разных городов страны.

В районе Савантвади в штате Махараштра изготовляются деревянные муляжи всех индийских плодов и овощей. Это — давняя специализация местных ремесленников. Выточив из мягкой древесины требуемый предмет, они раскрашивают его так натурально, что трудно отличить это изделие от естественного его прототипа. Эти вещи широко продаются в Индии и как пособия по естествознанию, и как познавательные игрушки для детей, и как декоративные изделия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *