Производство керамики        14 марта 2012        67         0

Турецкие полу фаянсы

tureckie-polufayancyТурецкая керамика является перед нами сразу в полном расцвете и полном обладании всеми техническими приемами производства. Мы не имеем образцов, свидетельствующих об ее развитии, о первых муках творчества. Исследование этого, странного на первый взгляд явления показало, что первоначальную стадию развития турецкой керамики следует искать не на местах ее расцвета, где прежняя керамика носила совсем иной характер, а в Персии — этой колыбели мусульманского керамического производства.

Но из того факта, что персы в области техники были, по видимому учителями турок, не следует, однако, делать слишком поспешных и преувеличенных выводов о влиянии персов на османов и в чисто художественном отношении. Общепринятая ссылка на арабеску, как на якобы заимствованное от персов украшение, не выдерживает критики, так как арабеска совершенно очевидно является общим достоянием всего исламского мира от Атлантического до Индийского океана.

Правда, от персов турки заимствовали растительный, точнее, стебельковый орнамент. Но зато самый характерный, декоративный элемент османской керамики, цветочный орнамент, является, безусловно художественным достоянием турок, больших и страстных садоводов, умевших дотла разорять завоеванные области и в то же время с трогательным терпением ухаживать за маленькими, нежными и капризными цветами.

Типичными представителями турецкой флоры являются тюльпаны, бесконечно разнообразная гвоздика и высокие, немного тощие гиацинты, какими их производит слишком жаркая для них почва юга. Тюльпаны были занесены в Европу турками в середине XVI века, а гиацинты и гвоздика принадлежат к их любимым садовым цветам, которые они принесли с собой из своей далекой туркестанской родины. Те же самые цветы, что на фаянсах, встречаются и на изделиях ткацкого искусства, главным образом, на бордюрах старых анатолийских ковров. Только в стилизации их замечается некоторая разница.

На чашах, тарелках, вазах и кувшинах, предназначенных для радостей стола, цветы нежно и игриво склоняют свои головки, а тонкие стебли, точно волнуемые ветром, извиваются, радуя наш взгляд красивым бегом своих линий, а на молитвенных коврах те же самые цветы принимают более серьезный и строгий вид, дабы ничего не развлекало молящегося при его земных поклонах. В этом сказывается тонкий такт восточного мастера. Итак, обогащение мусульманской художественной сокровищницы цветочным орнаментом является неоспоримой заслугой османов.

В турецкой керамике мы различаем, согласно установившейся традиции, три основных группы: 1) так называемые родосские фаянсы, 2) сирийские или так называемые дамасские и 3) анатолийские.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *