Производство ткани, одежды        04 октября 2012        69         0

Удмурты ткали скатерти

Вместе с резным и расписным деревом ткани играли важную роль в организации предметного пространства жилого интерьера. В северо удмуртском жилище так же, как и в русском, декоративно-смысловым центром был «красный угол» («тор сэрег»). Именно в нем изделия узорного ткачества занимали наиболее значительное место. На стенах у красного угла, обрамляя божницу («мудор жажы»), висели полотенца с узорными концами, здесь же стоял стол. В праздники его покрывали богато орнаментированной браной скатертью, а для будней использовали более простые и скромные.

скатерть

Скатерти ткали белые и цветные. Различные виды их переплетений составляют одно из декоративных качеств северо удмуртских столешников. Скатерть выполняла не только важную декоративную роль в убранстве жилища, но имела самое прямое отношение к бытовым обрядам. Белые скатерти стелили в особо торжественные дни, например, в знак согласия родителей невесты отдать свою дочь замуж. В день рождения ребенка накрывали стол белой скатертью и ставили горшок с маслом, хлеб, соль. Станок для тканья был узким, он не позволял получать ткань шире 35-45 см, поэтому поле столешника и каймы как поперечные, так и продольные выполняли отдельно. Скатерти имели форму прямоугольника, сшитого из двух полотнищ с отношением ширины к длине 2:3.

1349347398_skatert_brannayaНаиболее нарядные скатерти выполняли в много ремизной и браной технике ткачества. Более старинный вид ткачества — браное («бичаса»)- имел повсеместное распространение в украшении северных столешников. До нас дошли довольно поздние скатерти, датируемые концом XIX века, кайма которых, как правило, пришивная с браным красно-белым рисунком. Посередине скатерти, вдоль нее, при соединении двух полотнищ всегда делали шов, в который вставляли узорную полоску-прошивку. Обычно прошивка скатерти имела тот же рисунок и цвет, что и поперечные каймы, но часто прошивку вышивали несложными ажурными мережками. Узоры поперечных кайм столешников отличались стилевым единством, устойчивостью пропорциональных членений. Обычно поперечная кайма состояла из широкой узорной полосы, обрамленной узкими окаемками. Орнамент, построенный на контрастном сопоставлении узора и фона, выявляется благодаря не только цвету основных и вспомогательных мотивов, но и выпуклости самого рисунка, образуемого настилом нитей хлопчатобумажного или шерстяного узорного утка. Такой художественно-технический прием придает кайме своеобразный акцент.

Большинство северо-удмуртских браных столешников отличалось простой, лаконичной композицией, сдержанностью орнаментального оформления. В них чувствуется суровая простота, строгая уравновешенность узора, благородство колорита. Узор поперечной каймы обычно строится на чередовании одной или двух геометрических фигур, чаще всего ромба и его производных, среди которых важнейшее значение имеет ромбовидный мотив («питыри», «питырес» — окружность, круг). Исследователи считают, что ромб является изображением солнца, известным во всех археологических культурах Прикамья, относящихся к древней истории удмуртского народа.

Особую роль в убранстве северо-удмуртского дома играли богато орнаментированные полотенца.

Разнообразие различных по форме предметов, декоративному решению, масштабу, цвету, в единстве своем создавало в ансамбле северо-удмуртской избы уникальный художественный образ, восхищающий своей эмоциональной выразительностью и одухотворенностью. Помимо скатертей и полотенец, игравших в убранстве дома свою определенную художественную и функциональную роль, в избе по традиции использовали ткани для разделения и маскировки отдельных помещений, они то отгораживали кухонный угол от остальной части избы, то замыкали пространство над полатями.

В наши дни по-прежнему в убранстве северо-удмуртской избы применяют разнообразные половики, полавочники, которыми устилают полы и лавки, внося в интерьер ее яркие цветовые акценты. Геометрические мотивы северо-удмуртских браных тканей имеют древнее происхождение и являются отображением реальных образов окружающей действительности, нашедшие свое выражение в конкретных абстрактных формах. В прошлом они обладали многообразным символическим содержанием и были связаны с ушедшими в историю языческими верованиями и обрядностью далеких предков удмуртов. Геометрический орнамент, характерный для северных тканей XIX века, отличался лаконизмом, мелкоузорным ритмическим строем, колористической цельностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *