Производство керамики        16 марта 2012        52         0

Венеция, Пезаро

maiolika-veneciyaМайоличное производство Венеции не отличается особенной оригинальностью и распадается на два основных периода. В первой половине XVI века венецианские мастера отражали художественные течения, шедшие из Фаэнцы, во второй половине века преобладает влияние Урбино. Верным признаком венецианского происхождения служит совершенно особая, нигде больше не встречающаяся серовато-синяя глазурь, так называемая смальтино (smaltino). Особую группу составляют очень красивые майолики со стилизованным растительным орнаментом в персидском и китайском вкусе. Орнамент, обыкновенно, покрывает широкий борт блюда, в центральной же части профильные изображения знаменитых мужей или гербы.

Среди образцов, которыми пользовались первые венецианские мастера, большую популярность приобрели турецкие полуфаянсы. И, действительно, нигде в майоличной живописи орнаментика персидских и дамасских полуфаяансов не оставила таких глубоких следов, как в Венеции, что, впрочем, вполне понятно, так как Венеция издавна служила главным местом ввоза в Европу восточных товаров. Приблизительно после 1520 года восточный орнамент переходит на обратную сторону майолик, на лицевой же стороне он заменяется ренессансными мотивами: рогами изобилия, трофеями, масками, лентами и т. д.

Насадителем «урбинского» стиля в Венеции был Гвидо Мерлинго. Самым плодовитым мастером второй половины XVI века является Доменико да-Венеция.

Второму периоду майоличного производства Венеции принадлежит большая группа высоких цилиндрических сосудов и пузатых ваз — горшков с широко трактованными желтыми, синими и зелеными акантовыми листьями, большими розетками и цветами на белом и синем фоне.

О венецианских фаянсах XVII и XVIII веков наши сведения довольно скудны.

Судя по сохранившимся подписным образцам майоличное производство Пезаро не выявило собственного художественного лица и ограничивалось фигурной живописью в духе урбинских мастеров Фонтана и Ксанто Авелли. Датированные экземпляры относятся к годам 1540. Подпись на изделиях Пезаро гласит обыкновенно: «Fatto in Pesaro».

В виде исключения попадаются иногда и имена мастеров.

По всей вероятности, именно в Пезаро изготовлялись для паломников в Лорето курьезные, но не особенно художественные чашечки с фигурой божьей матери и надписью: «Con polvere di Santa Casa», т. e. сделанные с примесью пыли из дома пресвятой девы Марии, сохраняющейся в Лоретском Соборе.

В XVIII веке Антонио Казали и Филиппо Каллегари основали новую фабрику, развившую довольно интенсивную деятельность, не представляющую, однако, с художественной точки зрения особого интереса.

В маленьком Римини, на полпути из Пезаро в Фаэнцу, также существовало майоличное производство, о котором мы, однако, не имеем определенного понятия. Странным образом все известные нам датированные изделия Римини относятся к одному году, 1535-му.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *