Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        22 марта 2012        53         0

Верования и образ жизни колумбийских индейцев

Археологи считают, что ювелирное мастерство в Южной и Центральной Америке осваивалось с юга на север, продвигаясь из Перу в Мексику, возможно, в течение двух тысяч лет. Наибольшее разнообразие ювелирных стилей и методов отмечалось в Колумбии. Ювелиры здесь были настолько почитаемы, что их, по свидетельству летописца Хуана де Кастелланоса, доставляли из родных деревень к месту работы.

Для испанцев золото представляло прежде всего материальную ценность, но для индейцев оно значило много больше.

Сведения о верованиях и образе жизни колумбийских индейцев черпаются большей частью не от археологов, а из описаний испанских летописцев, а это довольно сомнительный источник.

kolumbiiskie-indeicy

Научные исследования затруднены: многие племена очень давно вымерли, письменности у них не было, к тому же захоронения столетиями подвергались ограблениям. Исключение составляет народ тайрона, искусные ремесленники, которые боролись с испанцами почти сто лет и только в 1600 г. Покорились им. На землях тайрона сделано более двухсот археологических находок. Обнаружены ирригационные каналы, мощеные дороги, мосты, а также большие города.

Современные коги ведут свое происхождение от народа тайрона. Обычаи коги свидетельствуют о том, что женщины тайрона пользовались равными с мужчинами правами, что было редкостью в Южной Америке. Браки были моногамными, женщинам дозволялось вступать в брак вторично, владеть собственностью и наследовать собственность.

У богатого золотом народа квимбайя, а также у других народов, населявших долину реки Каука, наоборот, мужчина имел столько жен, сколько мог себе позволить. Народ катио был очень воинственен. По словам испанцев, некоторых детей растили здесь, чтобы съесть в случае голода.

Люди племени катио строили для себя укрепленные дома с бревенчатыми крышами. Бревна при необходимости сбрасывали на противника. Конкистадоры описывали праздник, во время которого мужчины и женщины квиамба, одурманенные наркотиками, становились в две линии напротив друг друга и по сигналу нападали друг на друга с дубинками и копьями.

В индейских легендах воспевались сила и жестокость. Утверждали, что воины пиджао, южные соседи квиамба, практиковавшие людоедство, могли переплыть реку Магдалена, держа в вытянутой руке пленника. Один из вождей, гласила легенда, был так силен, что нанизывал на копье сто пятьдесят противников.

Другая легенда рассказывала, что пиджао были неравнодушны к мясу испанцев. Исключение составляли монахи, которых считали ядовитыми.

Самым значащим оказался обычай, связанный с похоронным обрядом: Педро Симон писал, что когда хоронили вождя, «в глаза, ноздри, уши, рот и пупок клали изумруды и куски золота, а на шею вешали золотые диски». Традиция также требовала, чтобы «женщины и рабы, больше других любившие своего господина, были похоронены вместе с ним».

Все это вдохновляло грабителей. Не слишком почетное ремесло передавалось от отца к сыну. Ограбление могил началось с появлением в Южной Америке испанцев. К XIX в. оно превратилось в профессию, существующую и по сей день.

Но даже самые алчные из искателей сокровищ не смогли полностью свести на нет усилия археологов. Движимые желанием как можно больше узнать о народах, о которых так много рассказывается в испанских хрониках, лучше понять старинные культуры, тесно связанные с ювелирным искусством, археологи и другие ученые смогли пролить свет на историю не только Колумбии и Эквадора, но и Перу, причем за много веков до нашествия конкистадоров. Одна из таких необыкновенных культур называется культурой Чавин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *