Путешествия и открытия        25 февраля 2015        89         0

Ветродвигатель

Сотни, даже тысячи лет обыкновенные мельничные крылья верно служили человеку. И вдруг оказались нехороши: устарели.

Почему? Может, ветер стали хуже ловить?

Не хуже прежнего. А людям надо чего-то еще — поновей, понадежнее. Освещались лучиной — придумали свечку, керосиновую лампу. Газом стали светить — не могли нахвалиться: «Ну и здорово! Лучше не выдумать!» Но пришло время, уже и на электрическую лампочку косо поглядывают: «Что-то часто перегорает… Да и свет от нее желтоватый… А нельзя ли, чтобы как дневной был?..» Так и с ветряными мельницами получилось: нельзя ли сделать, чтобы крылья вертелись быстрее и вырабатывали… электрический ток?

В Москве жил профессор механики Жуковский, Николай Егорович. Бывало, он, уже в преклонных годах, любовался вместе с мальчишками полетами голубей. Приделал однажды крылья из парусины и реек к своему велосипеду. Наверно, взрослые прохожие качали головами: «Уже с бородой, а вытворяет-то чего!..» Но мальчишки, с которыми он дружил, не удивлялись: ведь эти мальчишки были его помощниками. И многие из них, когда выросли, тоже стали учеными, изобретателями. Мальчишки знали, что Жуковский не просто забавлялся, а вникал в свойства воздуха и изучал законы полета. Недаром он понятнее всех умел объяснить, как в вышине парят птицы с крыльями совершенно неподвижными, почему из трубы дым клубами выходит и отчего кошка при падении «приземляется» непременно на все четыре лапы.

У себя в институте, в лаборатории, профессор склеил из картона трубу. Такую большую, что в середину этой трубы можно было помещать самые разные вещи: модель планера, или чучело птицы, или пропеллер. А навстречу гнать воздух вентилятором. Жуковский рассуждал так: не все ли равно, будут ли птица, планер, пропеллер мчаться навстречу ветру, или ветер навстречу им?! Зато в трубе можно регулировать ветер: сильнее, слабее. Можно разглядеть через стеклышко или даже измерить прибором, быстро ли вертится самолетный пропеллер, узнать, какое крыло нужно планеру, чтобы он поднимался выше и летал дольше.

Сам профессор Жуковский не строил ни планеров, ни самолетов, ни ветряков. Зато про все это написал. Оказывается, при одном и том же ветре пропеллер — вроде самолетного — и вертится быстрее тяжелых мельничных крыльев, и у него силы гораздо больше, чем у них.

Жуковский проделывал свои опыты еще при царе. Потом началась мировая война — не до опытов, за ней — революция, царя прогнали… Зато после ученики Николая Егоровича, инженеры, внимательно прочли его книги, начертили чертежи и построили по этим чертежам удивительную машину: не мельница, а вертится, не самолет, а с пропеллером. Что же это было? Ветродвигатель.

Теперь мельниц с неуклюжими деревянными крыльями больше не строят, а строят ветродвигатели. Для самых быстроходных и сильных ветродвигателей нужно всего две или три лопасти. Каждая высотой с трехэтажный дом. Вертятся они так быстро, что кажется, будто сливаются в сплошной круг. Будто светлый диск сверкает в воздухе, висит и не падает.

Для чего такая скорость? Не для того, конечно, чтобы вертеть каменный мельничный жернов: на такой бешеной скорости жернов сам, чего доброго, перетрется в муку. Зато генератору — машине которая вырабатывает электрический ток, — ветродвигатель пришелся впору.

Выходит, что с помощью обыкновенного ветра люди научились получать электричество!

А дальше электричество можно куда хочешь направлять — в лампочки, к станкам, на заводы, к троллейбусам, электричкам, чтобы колеса вертеть… Для него не надо ни вагонов, как для угля, ни огромных бидонов-цистерн, как для нефти. Провели провода — вот и прекрасная дорога для электрического тока. И он по ней мчит быстрее быстрого!..

Да, вот еще про что я чуть не забыл. Ветродвигатель не нужно каждый раз поворачивать «лицом» к ветру, он сам себя поворачивает. Нет, не всю огромную башню, а только верхушку с пропеллером. Для этого к верхушке приделан хвост. На хвосте — широкая «лопата». Если ветер подует сбоку, поперек лопаты, то станет на нее нажимать. И до тех пор будет ее толкать, пока «лопата» не станет вдоль ветра, а пропеллер не повернется навстречу ветру.

А на очень больших ветродвигателях «лопатой» не обойтись, слаба. Приходится приделывать к хвосту другой маленький ветрячок. Он-то и поворачивает главный пропеллер к ветру.

Сейчас построено много ветровых электростанций. Их ставят там, где обычно дуют сильные ветры.

Ветродвигатель

Еще инженеры придумали так называемую «ветровую плотину». Эта стена-плотина не из кирпича, не из камня, а из пропеллеров. Сразу двести пропеллеров вместе смогут ловить ветер и вертеться. Каждый пропеллер высотой в пять этажей. А вся плотина ростом в стоэтажный небоскреб!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *