Путешествия и открытия        24 февраля 2015        99         0

Ветряные двигатели

С кем сражался Дон Кихот?

Паруса, о которых мы говорили в этой статье, люди придумали для того, чтобы ловить ветер на море или на реке. А на суше?..

Как-то я прочитал в газете: в Африке, в пустыне Сахаре, состоялся автомобильный пробег. Только в нем участвовали не обычные машины: на каждой вместо бензинового мотора-двигателя был установлен… парус. Ветру в пустыне ничего не мешает: всюду пусто и голо, ни домов, ни деревьев. Значит, можно и на суше передвигаться под парусами.

Ветряные двигатели

Иногда конькобежцы тоже не прочь покататься на коньках, не тратя сил: держи в руках впереди себя большой зонт и кати с ветерком. Зонт — чем не парус?..

Все же, чтобы ловить много ветра на суше, чтобы всюду, где нужно, использовать его силу, люди придумали кое-что похитрее обыкновенного паруса: ветряные двигатели, которым ветер отдает свою силу, а они отдают ее нам — производят полезную человеку работу…

Вы, наверно, слыхали о приключениях славного рыцаря Дон Кихота. Однажды он повстречал огромных великанов, которые стояли на высокой горе и грозили ему, размахивая ручищами. Дон Кихот ринулся в бой на своем коне Росинанте. Но один из великанов легко поднял рыцаря в воздух и отшвырнул вместе с лошадью. Когда Дон Кихот очнулся, то увидел перед собой на горе вовсе не великанов, а… ветряные мельницы.

Ветряные двигатели

С тех пор как бесстрашный рыцарь путешествовал по Испании, прошло лет четыреста. А ветряное колесо люди изобрели гораздо раньше, не меньше тысячелетия назад.

Быть может, вы спросите, почему мы их так называем: то — колеса, то — крылья? Разве, например, крыло птицы похоже на колесо?

А вот мельничные крылья похожи: все четыре крыла приделаны к одному валу. Вместе с ним вертятся.

А почему называются крыльями, вы догадались, наверно: они широкие и вертятся медленно — будто машут. Только птица сама отталкивается крыльями от воздуха, чтобы лететь. А мельничные крылья дожидаются, пока ветер их растолкает, раскрутит. Каждый знает: мельница — чтобы молоть зерно.

Крыльев у мельницы обычно четыре, но бывает и больше.

Ветряные двигатели

Ветер толкает крылья, а крылья раскручивают вал.

От лежачего вала с крыльями вращение с помощью зубчатых колес передается на другой, стоячий вал, на который надет тяжелый и плоский камень — жернов.

Под жерновом, который вращается, другой мельничный жернов — неподвижный. Жернова трутся друг о друга, и если сверху сыпать зерно, то оно окажется между этими камнями, и все перемелется, перетрется. Вниз, в ларь, будет ссыпаться мука.

Все хорошо, но лишь до тех пор, пока ветер дует навстречу крыльям или, как говорят, в лицо. А если переменится, станет дуть сбоку или сзади?

Ветер может быть и силен, а крылья едва шевелятся, жернов еле движется. Куда такое годится?..

Придумали: ставить мельницу на «курьей ноге», чтобы она поворачиваться умела: «Мельница-умельница, стань к ветру лицом, к лесу—хвостом!» Но сама мельница не повернется — не в сказке. Пришлось приделывать мельнице сзади «хвост» — длинное толстое бревно. Навалятся люди вчетвером, впятером и всю мельницу — целую избу — на «хвосте» повернут: «Мели зерно!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *