Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Виды ремесел индейцев

Орудия труда

Сооружение запруд требовало больших затрат человеческого труда, запруды из бревен были особенно трудоемки.

Для них, прежде всего, нужно было срубить бревна и доставить их до места рыбалки, а затем сооружать запруду. Основные же орудия труда, с помощью которых рубился лес и сооружались не только запруды, но и дома, строились лодки, выделывались крючки и вся утварь, были еще довольно примитивны, все они изготовлялись из камня. Крупные орудия — молоты, наковальни — представляли собою кусок камня вулканического происхождения, с грубым изображением на некоторых из них тотема владельца. Топоры изготовлялись из нефрита или камня, лезвие прикреплялось к деревянной рукояти с помощью веревок, свитых с лыка или сухожилий. Наиболее распространенные остроконечные орудия были или кремневые или нефритовые. Существовало два рода скребков, изготовлявшихся из кости: один для соскабливания внутренней коры канадской сосны и болиголова, второй — для обработки шкур.

Из металлов была известна индейцам до прихода белых только медь, но она не шла на изготовление орудий. Ее использовали для изготовления ценных украшений и медных пластин.

Виды ремесел

Несмотря на примитивность своих орудий, индейцы сооружали свои запруды с большим совершенством.

Виды ремесел индейцев

Вообще они являются единственными представителями американского материка, которые высоко развили технику обработки дерева и другие виды ремесел. Образцы их работ по своему совершенству можно сравнить лишь с полинезийской техникой работы по дереву. Деревянной изготовлялась вся домашняя утварь: блюда для пищи, ложки, для варки пищи — водонепроницаемые ящики, сундуки для хранения продуктов и имущества. Из дерева же строились большие дома и выдалбливались лодки длиною от 8 до 40 и даже 80 футов.

Все изделия покрывались художественной резьбой, обычно изображавшей предков и тотемных животных. Кроме этого, ставились специальные тотемные столбы у гробницы умерших вождей, или около домов, на которых резьбой изображалась вся легенда рода владельца. Часть вещей покрывалась не резьбой, а раскраской, однако орнамент сохранялся тот же. Для резьбы служили орудия — остроконечные вогнутые ножи из кремня, нефрита или кости. С приходом белых стали выделываться ножи той же формы, но железные.

Особым искусством в резьбе отличались северные племена: хайда, тлинкиты и цимшиян; у южных племен района оно было развито менее и не отличалось той чистотой форм, что на севере. Цимшиян отличались еще резьбой по кости и по графиту; прекрасные образцы этой работы можно видеть в Музее Института этнографии.

Ткачество без станка было известно по всему побережью, наивысшего развития которое достигло у чилкат, одного из племен тлинкит и у маках мыса Фляттери. Накидки чилкат славились по всему побережью; ткались они из шерсти собак или горных коз на основе лыка со сложным глазным орнаментом, были дороги и носились только вождями и богатыми. Специально ради шерсти на побережье разводилась особая порода собак с белой длинной шерстью. Простые дешевые накидки плелись из лыка и были одеждой бедных людей и рабов. Лыковыми изготовлялись водонепроницаемые шляпы и пелерины, а также циновки для сна и сидения; несколько циновок, свернутых с одного конца, составляли постель. На циновках сидели и расстилали их при еде. Обычный мотив легенд состоит в том, что перед гостями расстилают новые лыковые циновки и ставят на них пищу. Почти все племена побережья занимались плетением корзин, шляп и циновок из лыка, корней и прутьев, и в этом отношении тлинкиты достигли самой высокой техники. Особенным изяществом работы отличались их изделия из травы. Наряду с ткаными шерстяными и плетеными лыковыми накидками, до прихода белых жители носили накидки из дубленых кож и мехов.

С появлением европейских товаров большинство видов ремесел пришло в упадок. Домотканые накидки и меха были заменены шерстяными одеялами красного и синего цветов; одеяла сменили не только национальную одежду, но они стали также единицами обмена вместо мехов и рабов.