Техника живописи и скульптурные приемы        17 апреля 2013        73         0

Виды схематизации

Некоторые народности центральной Бразилии, как Бакаири, Бороро и др., имеют достаточно сложный и развитый орнамент, состоящий из различных ритмических сочетаний простейших геометрических фигур, главным образом ромба и треугольников. Было выяснено, что народности эти не имеют представления о таких отвлеченных величинах, как геометрические фигуры вообще, и что все их орнаментальные элементы носят названия реальных предметов, как рыбы, летучая мышь, или женский передник стыдливости, «улури» и др.

Виды схематизации

Мы приводим здесь ряд орнаментальных композиций из треугольника — улури, заимствуя их из труда К. фон ден-Штейнена. Это яркий пример быстро оформившейся схематизации реального образа, схематизации, давшей устойчивые геометрические формы. Теперь посмотрим другой пример, ставший почти классическим, именно — ряд превращений изображения аллигатора.

Виды схематизации

Последовательная схематизация изображений аллигатора (Америка).

Здесь между формой, вполне еще распознаваемой, и крайними видами схематизации имеется ряд переходных стадий и вариационных отклонений.

Вся эта группа могла сформироваться также довольно быстро, в виде пучкового образования разновидностей, а не в порядке длительной эволюции от одной ступени к другой. Однако, сейчас для нас важна не эта сторона, а сам характер последних и крайних ступеней схематизации, где мы находим или замкнутую фигуру, выступающую в качестве элемента простейшего ритмического ряда, или — слитную линию зигзагов. Весьма важно то, что изобразительная тема, совершенно реальная, может дать в итоге ее декоративной обработки и бесконечную, ритмически оформленную полосу. Совершенно подобные зигзаги завершают собой и изображения человеческих фигур, ритмически расположенных, что нам известно также по ряду примеров.

Виды схематизации

Человекообразная фигура в ряде последовательных изменений. Соломоновы острова.

Ломаная линия, с перегибами на одинаковых промежутках, образующая собой некоторую ленту, может оформиться из совершенно различных изобразительных тем. Мы привели здесь пример, когда отправными моментами послужили изображения аллигатора и человека, но могли бы присоединить из числа достоверных примеров еще летучую мышь, змею и пр. И это по существу не имеет со стороны развития изобразительной деятельности такого значения, какой имеет самый факт замечательной однородности тех крайних геометрических формул, которыми эти процессы завершаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *