Врачевание и погребение        27 октября 2016        56         0

Влияние кочевой жизни на культ

idol-kochevnikov

Своеобразную проблему пришлось решать культу благодаря затруднениям, возникающим для него из неустойчивости кочевой жизни. Как в Африке, например, на ряду с большими идолами на определенных постоянных местах, площадях селений и т. д. изготовляют также маленькие переносные идолы, которые берутся в путешествие, так в еще более ранний период развития брали с собою также отдельные части тела умершего, когда не могли переправлять целый труп умершего в чужой стране, например, во время перехода, или павшего в бою. Головы, руки, пальцы и т. д. служили в данном случае показательными предметами. Для жреца это было важной статьей по отношению к народу. Он умел использовать для себя и те смертные случаи, которые прежде были для него недосягаемы, как раз вследствие кочевого образа жизни. Умерший или часть его должны были быть доставлены в место стоянки или жилья, так как только при этом условии могло быть оказано ему подобающее заботливое попечение. Таким образом, в этом процессе развития мы имеем пред собой расширение и укрепление культа и могущества жрецов. Также и умерший вдали представлял для культа капитал, который жрец не хотел оставлять лежащим неиспользованным на дороге. Часто на более коротких расстояниях переносили и все тело, и это, в общем, должно было быть более ранним обычаем. Если из обращения с отдельными частями тела развилось частичное погребение, то, предшествуя по времени последнему, из приема убирания всего трупа на место жертвования развилось погребение мертвых в скорченном виде,— вид погребения, который в своей наиболее развитой форме, проявляемой перуанскими образцами, представляет собой так сказать портативный вьюк. При этом нужно заметить, что скорченная форма есть одна из самых древних, которая имеет такую же глубокую давность, как и первобытное погребение в виде спящего, и исполняет подобные назначения, ибо, связанный и, например, на дерево помещенный труп, мог с большим успехом производить иллюзию живого. Таким образом, перенесение на более значительное расстояние сначала, по-видимому, не предполагалось и вообще было очень мало вероятно. Иначе дело обстоит в более позднее время, как это нам известно из некоторых примеров. Однако и об австралийцах сообщается, что они при своих кочеваниях таскали с собою высушенные мумифицированные посредством копчения тела умерших еще более или менее продолжительное время до их погребения. (Рихард Семой, «В австралийском лесу и по побережью Кораллового моря», Лейпциг, 1896 г., стр. 244).

Если под охрану жреца поступали иногда лишь отдельные части умершего: череп, почки, руки, пальцы, волосы, ногти или даже только куски платья или предметы, принадлежавшие умершему, которые должны были быть достаточными для того, чтобы удерживать в своей близости дух, то, с другой стороны, могла быть создана также замена трупа в виде деревянных или каменных изображений, масок, и т. д., одним словом, предметов, которые уже благодаря своей неподверженности разложению были подходящими для целей жертвоприношения и, соответственно, колдовства. Правда, соответственно должна была возрасти и сфера применения «духа». В конце концов, он мог проникать во всевозможные вещи и их «одушевлять». Достаточно было, если жрец благословлял какой-нибудь любой предмет: камень, кость, кусок дерева, корень, чтобы сделать из него «фетиш». Для благочестивого жертвенного настроения не требовалась более, в конце концов, наличность самого умершего и даже какого-нибудь, ему подобного, предмета — часто бывают священные животные, змеи, львы и т. п. приемщиками даров. Требовалось под конец лишь обозначение места, где должны были быть сложены пожертвования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *