Производство ткани, одежды        16 июня 2012        59         0

Воспроизведение рисунков на тканях

Вплоть до XVI в. в храмах Южной Индии: работали мастера, расписывавшие их стены; фресками. Мы не знаем, создавались ли одновременно с этим храмовые завесы и завесы, для стен домов. В эпоху усиления в этой части страны позиций мусульман мастера-индусы стали покидать многие крупные города, включая и города империи Виджаянагар, где процветало искусство фресковой живописи, и уходить в окраинные районы и в княжества, где владычествовали правители-индусы. Здесь они, по мнению некоторых исследователей, и перешли к производству тканей каламкари, в точности воспроизводя на них не только сюжеты настенных росписей, но и композиционные приемы, стиль изображения тех или иных объектов и красочную гамму (эти же черты во многом были перенесены и на миниатюрную живопись, которой украшали рукописи).

Создаваемые в наше время произведения каламкари не так монументальны, и содержание их обычно сводится к изображению того или иного небольшого эпизода из упомянутых литературных памятников или даже одного-двух персонажей эпоса или мифов. Лишь в Гуджарате сохранилось несколько групп ремесленников из касты вагхра хариджанов, которые продолжают изготовлять большие завесы, посвященные богине Дурге и ее борьбе с демоном Махишей, и другие вещи.

Теперь при нанесении ручного рисунка на ткань для создания контура часто пользуются тюбиками с черной химической красильной пастой, из которых она выдавливается через заостренную трубочку. Но минеральные и растительные красители традиционных тонов все еще находят широкое применение.

В некоторых местах роспись от руки комбинируют с узором, нанесенным штампами; в такой технике, отличающейся от традиционной, работают в основном в северных и северо-западных областях, причем обычно — мастера-мусульмане.

Многие из произведений каламкари — особенно небольшие картины, предназначенные для обрамления,- пользуются спросом на внешнем рынке.

За последние годы немалую славу и в самой Индии и, благодаря туристам, за ее пределами приобрели также рисованные от руки картинки на ткани, изготовляемые в трех областях — Западном Бенгале, Бихаре и Раджастхане.

Бенгальские картинки на шелке (обычно — на «золотом» ассамском шелке муга) стали известны раньше бихарских и раджастханских. В Шриникетане — центре изучения и поощрения национальных форм художественного ремесла, работающем при университете в Шантиникетане, основанном Р. Тагором вблизи Калькутты,- это искусство изучается и поощряется. В Западном Бенгале стали делать в XX в. и расписные шейные косынки на тонком шелке.

Рисунки на шелке муга чисто декоративны. Они предназначаются для украшения интерьеров городских домов и для экспорта. Это, как правило, небольшие картинки, часто оправляемые в бамбуковые рамки. Сюжеты их разнообразны — и сценки из жизни, и изображения танцоров или музыкантов, и фигурки животных.

Изготовляют их обычно в городах — и в домах призрения для сирот и вдов, и в специализированных мастерских-студиях. Городские художники из центров по делам художественных ремесел оказывают заметное воздействие на стиль этих картинок, предлагая не только сюжеты, но и метод их трактовки.

Изображаемые на картинках фигуры очень близки по своему виду и раскраске местным декоративным фигуркам из глины, особенно изображениям животных. Для фигурок людей характерна обобщенность, подчеркиваемая однотонностью каждого цветового пятна и четкой его контуровкой; лица, как правило, изображаются в виде овала, украшенного удлиненными большими глазами и черными бровями, ни нос, ни рот не прорисовываются.

За последние годы широко вошли в употребление миниатюрные картинки этого вида, вклеиваемые внутрь складывающихся поздравительных открыток. Заказы на них не иссякают, и их изготовители (а чаще — изготовительницы) всегда обеспечены рынком сбыта.

Косынки тоже заметно подверглись современной стилизации. Она проникла не столько в мелкий традиционный рисунок, обычно наносимый на косынки при помощи штампов, сколько в рисунок от руки, представляющий собой единую композицию — хороводы пастушек, сцены танцев и т. п. Для нанесения этого рисунка применяются, как правило, яркие химические красители и современные мягкие кисточки. Рисунок на косынках гораздо детализированнее, чем на картинках, и имеет фон, заполненный условным (обычно растительным) орнаментом.

В Западном Бенгале главным центром производства таких косынок (а теперь и мужских шарфов) является Калькутта, но и в других городах многие ремесленники занимаются изготовлением этих вещей, всегда пользующихся спросом. Прославленным местом производства расписных тканых вещей (как и ряда: других ремесленных изделий) является расположенный в границах «большой Калькутты» центр, носящий название Удай-вилла. Этот центр, где работают женщины, не имеющие семьи, существует на кооперативных началах и пользуется поддержкой ведущих организаций по поощрению художественных ремесел.

К западу от штата Западный Бенгал, в древней области Митхиле, входящей в штат Бихар, в течение многих веков сохраняется искусство росписи, именуемое «мадхубани». Оно имеет глубоко народные корни, восходя к обычаю нанесения магических рисунков на стены домов и на землю во дворе для изгнания злых духов и для снискания покровительства благожелательных божеств.

Магические узоры, типичные для данной семьи, было принято переносить на кусок ткани и отдавать дочери, уходившей в дом мужа после завершения свадебного обряда. Когда в употребление вошла бумага, узоры мадхубани стали делать и на ней, но это не могло сразу получить широкого распространения, так как искусство мадхубани было известна только в деревнях, где бумага долго являлась предметом роскоши.

Интересной чертой, отличающей этот вид декоративно-прикладного искусства, является то, что им владеет очень узкий круг лиц — исключительно женщины из местных каст брахманов и каястхов. Видимо, обязанность нанесения сакральных узоров была для них одним из компонентов дхармы — религиозно-нравственного поведенческого комплекса. Создание таких узоров; являлось, очевидно, выражением того, что жена делит с мужем его традиционные жизненные функции, которые состояли для: брахманов в служении богам и в деяниях, направленных на нейтрализацию злых влияний и воздействий, а для каястхов — в переписке священных текстов.

Узоры мадхубани выделяются специфической композицией. В нем нередко, как и на уже упоминавшихся дверных завесах, встречается мотив женщины с поднятыми полусогнутыми руками, что, возможно, подтверждает нашу мысль о связи этого мотива с древнеарийскими религиозно-космогоническими представлениями.

Воспроизведение рисунков на тканях
  Декоративная картинка мадхубани

Рисунки мадхубани были «открыты» сравнительно недавно — в середине 60-х годов прошлого века, когда в газетах, журналах и туристических проспектах стали печатать рекламные обзоры этого «скромного искусства деревенских женщин». С тех пор этими узорами в Индии начали украшать настенные календари, переплеты книг, ширмы и многие другие бытовые предметы. Мастерицы мадхубани стали получать заказы на изготовление рисунков на бумаге, открытках и проч., и эти картинки начали продавать в эмпориумах в качестве предметов убранства комнат и сувениров. В 1973 и 1975 гг. в Париже были организованы две выставки, на которых мировая общественность могла широко познакомиться с искусством мадхубани.

Следует подчеркнуть уникальность самого факта появления на свет этих рисунков в качестве воспроизведения на ткани (или бумаге) традиционных магических узоров. Во многих областях Индии прерогативой женщин издревле является нанесение таких узоров на землю, на стены, на пол дома (в Раджастхане эти узоры называют «ранголи» или «мехнди мандана», в Махараштре — «ранголи», в Гуджарате — «сатхиа», в Уттар-Прадеше — «чоук», в Западном Бенгале — «альпона», в Бихаре — «арипан» и т. д.), но нигде, кроме Митхилы, их не стали воспроизводить в материале. Повсеместно эти узоры являются сакральной ветвью декоративного искусства, но здесь они превратились также и в область художественного ремесла. (Аналогичные этим магическим символам узоры наносятся в Индии хной на ладони и пальцы женщин к дням праздников и обязательно — невесте к дню свадьбы).

Близкой к мадхубани ветвью художественно-ремесленного» производства является изготовление в небольшом городке Натхдваре (штат Раджастхан) картинок печваи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *