Передвижение и транспорт        21 января 2016        58         0

Воздушное судно монахов

Бразильский монах, не то Бартоломео Лоренцо, не то Гусмао еще в начале XVIII века строил какое-то воздушное судно, по некоторым сведениям которое будто бы даже поднималось, сжигая при этом какие-то горючие материалы. Как уверяют в Португалии уверяют, то это происходило конкретно в Лиссабоне и даже указывают дату — 8 августа 1709 г. Пронырливый изобретатель был щедро награжден за свое изобретение, ему даже назначили после того пенсию. Но опытов с подъемом человека почему-то больше не было.

Тот рисунок, который позднее выдавали за изображение летательного судна Гусмао, на воздушный шар с дымным воздухом совершенно не похож. Но с ним очень схоже изобретение третьего монаха, отца Гримальди, о котором в 1751 г. писали все газеты, не исключая и «Московских ведомостей». Лондонский корреспондент этой газеты так описал воздушное судно Гримальди (орфография сохраняется):

«Оная машина длиною в 22 фута зделана внутри наподобие часов… А видом походит на птицу, которой нутр состоит из кусков пробошной корки, искусно проволокою между собою соединенных и пергаментом и перьями оклеенных. Крылья зделаны из кишек кошек и костей рыб, покрытых усами китовыми… Хвост машины в семь футов длиною склоняется и управляется… распространением крыльев на правую и на левую сторону движения, — которую хочет»…

sudno-gusmao

Фантастическое воздушное судно, Гусмао (Гужмаон) 1709 г.
А — парус; В — руль; С — трубы для задувания воздуха под парус; D — два крыла для боковой устойчивости; Е — глобусы с магнитами, которые должны притягивать судно вверх (корпус судна обшит листовым железом); F — решетчатая крыша с янтарем и кораллами, которые должны тоже помогать подъему, притягивая плетеные настилы на дне судна.

Описывается механизм со стальными «ходячими валиками» и медными колесами, с цепочками и гирями, с медными трубками, наполненными зачем-то ртутью, с поддувалами, задувающими воздух на паруса. А дальше говорится еще про магнит, про янтарь, про нос птицы из рога арабской серны и про ее глаза из стекла, причем в полете и нос, и глаза для чего-то вертятся….

Одним словом, изобретатель рассчитывал не столько на работу гирь в часовом механизме, сколько на магическую помощь ртути, янтаря и магнита за которыми в средние века признавали чудесные свойства… Совершенно ясно, что такая «птица» летать не могла. А между тем Гримальди ухитрился получить от трех членов академии Лиона удостоверение в том, что он не только поднимался на своей птице, но даже перелетел на ней через морской канал в Дувр из Кале!

Отстаивая свое первенство в аэростатическом подъеме, португальцы говорят еще про физические опыты Гусмао (или Гусмана) в 1736 г.: какая-то оболочка поднималась в воздух с помощью дыма. Однако несвязность сведений об этих испытаниях и приостановка их заставляют с недоверием отнестись к отзывам об их успешности.

Зато вполне достоверным является проект французского епископа, профессора философии Гальена. Он опубликовал в 1735 г. брошюру, в которой излагал идею постройки воздушного корабля с оболочкой, наполненной воздухом, взятым из высоких слоев атмосферы. Он считал, что там можно взять, на пример, воздух с плотностью вдвое меньшей, чем у земли. И тогда, по его расчету, 1 куб. сажень наполненной оболочки будет давать подъемную силу в 3,5 кг.

Правильно подсчитав подъемную силу, Гальен хорошо подобрал и материал для оболочки — плотную двойную ткань, провощенную или просмоленную, усиленную в ответственных местах веревками или канатами. Собственный вес такой оболочки по расчетам Гальена должен был составить около 100 кг на 1 кв. сажень. Но он привел явно фантастические размеры корабля, правильно объясняя, однако, что чем больше величина, тем относительно меньший процент будет составлять собственный вес оболочки от подъемной силы всей системы. Вот собственные выражения Гальена при описании размеров корабля: «более обширный, чем город Авиньон, и высотой с добрую гору». Полагая оболочку, для простоты, в виде куба, он давал стороне куба протяжение в 1000 саженей (более 2 км) и исчислял общий полетный вес около 3,5 миллионов тонн; при этих условиях корабль должен был поднимать 4 миллиона людей и полмиллиона тонн товаров или багажа!

Святой отец вовсе не был так наивен, чтобы предлагать всерьез осуществление такого фантастического замысла. После подсчетов он заканчивает рассуждение в несколько меланхолическом тоне: «Все же думаю нет надобности строить для нашей воздушной навигации корабли таких громадных размеров». В конце концов Гальен явно желает придать своему проекту вид шутки. Как и Лана, он хочет застраховаться от упреков в сношениях с дьяволом… Он ведь никому не предлагает летать: кто же может серьезно говорить о сооружении такого чудовищного корабля? И чтобы подчеркнуть нереальность предложения, он на обложке книги, ниже заглавия, прибавляет: «Забава физическая и геометрическая».

По существу оно так и вышло — только забава. И Лана, и Гальен не учитывали атмосферного давления. Воздух с горы высотой около 5,5 км, где он действительно имеет плотность вдвое меньшую, чем у земли, при доставлении вниз на землю уплотнится, т. е. плотность его сравняется с плотностью окружающего воздуха. А если строить корабль на вершине горы, чтобы там же наполнять оболочку, то не будет никакой разницы между плотностью воздуха внутри оболочки и снаружи. Значит, в обоих случаях подъемной силы не получится; чем больше дать размеры кораблю, тем труднее будет его сдвинуть с места…

Даже если построить корабль на горе и, наполнив там его мягкую оболочку разреженным воздухом, спустить его вниз, то и тогда корабль не приобретет никакой подъемной силы, так как по мере опускания разреженный воздух внутри оболочки будет уплотняться под возрастающим давлением атмосферы.

Из ничего не может ничего родиться… Эту простую мысль ясно воспринимали до XIX века лишь такие могучие умы, как Леонардо да Винчи.

При всей своей сметливости и хитрости все монахи не создали ничего, кроме «мыльных пузырей».

И все-таки работы этих изобретателей сыграли некоторую положительную роль, идейно подготовив приближение настоящих воздушных кораблей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *