Техника живописи и скульптурные приемы        13 апреля 2013        52         0

Выражение движения в рисунках

Как можно заметить, в искусстве древнем, как и у народностей, сохраняющих в своей изобразительной деятельности ранние формы, животные изображаются главным образом в чистом профиле и даже в полной фигуре.

Для палеолитических воспроизведений плоскостных нам известны пока лишь единичные исключения, когда животные изображены en face.

Несколько иначе изображалась фигура человека, как бы расчленявшаяся на две части, туловище и голову, причем туловище воспроизводилось en face, а лицо — в профиль.

Таких примеров мы знаем не мало, и нужно сказать, что подобная интерпретация выступает уже в ранних периодах палеолита; напр., таково изображение фигуры человека в пещере Le Portel, таковы же и замечательные барельефы из Laussel. Эти повороты головы в профиль, при воспроизведении туловища en face, представляют собой очень интересное явление в развитии изобразительной деятельности. Туловище en face давало такие же значительные возможности контурной характеристики, как и туловище животного, стоящего в профиль. Очень возможно, что по этим же причинам и голова человека почти неизменно оказывается обернутой в профиль.

Изображения животных, заполняющие тематическое содержание изобразительной деятельности древнего человека, выступают перед нами в своеобразной все же трактовке и в сочетаниях, имеющих совершенно особенный характер.

Эти особенности мы и должны будем кратко рассмотреть, как характеризующие моменты.

Прежде всего, обращает на себя внимание неподвижность фигур, столь свойственная ранней поре палеолитического искусства. Приведенные изображения из пещеры Pair-non-pair — могут служить ярким этому примером.

Выражение движения в рисунках

Изображения животных в пещере Pair-non-pair.

Следует ли это понимать, как изображение действительно животных стоящих, или, может быть, животных бегущих, но лишь условно воспроизведенных на прямых ногах? Выражение движения, во всяком случае, не слагается в истории развития изобразительной деятельности и в ее ранних периодах — сразу, тем более не имеет и единой какой-либо формулы. Стояние или спокойное движение, в нашей оценке, далеко не всегда может соответствовать пониманию древних художников. Возьмем для примера некоторые изображения, в которых самый их смысл исключает всякую возможность видеть в воспроизведениях животных позы стояния или тихого хождения. Воспроизводим изображение с золотой рукоятки каменного ножа, относящегося к доисторическому Египту, следовательно, очень древнего.

Выражение движения в рисунках

Изображение на золотой пластинке. Доисторический Египет.

Впереди спокойно шествует козел, за ним лев, который левую лапу положил на бедро козла, а приоткрытой пастью слегка прикасается к крупу животного. Так ли это?

Какую бы мы значимость религиозного порядка здесь ни подразумевали в фигурах козла, льва, или во всей композиции, для нас важно то, что образно это выражено моментом погони и нападения льва на козла, следовательно, моментом большой динамичности. Но в нашей современной оценке никакой почти динамики мы здесь не воспринимаем. Подобным образом трактованы, между прочим, и животные на сосудах из Майкопского кургана, относящихся к очень древнему времени; да вообще в древних памятниках мы знаем очень много подобных примеров. Со стороны развития манеры воспроизведения движения, конечно, все они стоят ниже достижений бушменов, эскимосов и палеолитического человека в периоде расцвета его изобразительной деятельности.

Выражение движения животных, приобретающее уже в эпоху палеолита некоторую выработанность, слагается, вообще говоря, в несколько условных формул, которые мы можем здесь отметить. Отметим прежде всего, что, для раннего времени палеолитического искусства, изображенные животные стоят на прямых ногах, причем в профиле воспроизводятся главным образом лишь две ноги, но и в эту раннюю эпоху мы имеем иногда и некоторое расчленение ног в профильной проекции так, что изображение оформляется или в виде животного, стоящего на четырех вертикально поставленных ногах, или ноги оказываются раздвинутыми в более реальном их соотношении при ходьбе или беге.

Воспроизводим основные разновидности в постановке животных, в схеме, на которой только что указанные типы обозначены в том же порядке: фигуры 1, 2 и 3.

Выражение движения в рисунках

Условные формы изображения движения животных.

В эпоху искусства палеолита мы, следовательно, находим все три указанных формулы, но как исключение мы встречаем и позу бегущего животного в положении, воспроизводимом на нашей схеме под №№ 4, 5 и даже 7.

В цветущем состоянии палеолитического искусства мы имеем схему № 3, как преобладающую и сочетающуюся вообще с иными чертами развитого и вполне сложившегося творчества. (Конечно, есть и некоторые отступления или промежуточные формы в приводимом нами ряде, но мы старались ограничить его главнейшими разновидностями).

Что касается позы животного на косо поставленных ногах (наша схема № 4), выражающей тоже бег, то в палеолите, по крайней мере, известны лишь единичные примеры, более или менее к этой схеме примыкающие. Зато в более поздних памятниках изобразительной деятельности она выступает в необыкновенной устойчивости, удерживаясь в крестьянском искусстве вплоть до наших дней. Кавказ, представляющий собой в некотором роде живой музей, сохраняет эту архаическую черту изобразительного творчества и посейчас.

Выражение движения в рисунках

1 – Изображение оленя по древностям Закавказья. 2 – Грузинская крестьянская работа.

На первом рисунке, мы воспроизводим оленя с бронзового ножа из древних могил Закавказья, относящихся к концу бронзовой эпохи и началу железного века; второй рисунок изображает сцену охоты на оленя, награвированную на трости грузинской крестьянской работы. И в одном и в другом случае поза бегущих животных вполне отвечает схеме 4. Такая схема имеет множество примеров, в частности, и в древностях горного Кавказа. Уже в старое время она дает и крайние формы, т. е. обработанные таким образом, что обе ноги совсем сливаются с туловищем, и вся фигура кажется как бы лежащей. Ниже мы воспроизводим древние бронзовые Кавказские бляхи, изображающие бегущую собаку, но уже в крайней и декоративной форме воспроизведения нашей схемы бега.

Выражение движения в рисунках

Кавказские бронзовые бляхи, изображающие бегущих собак.

 

Обратимся теперь к позе, воспроизведенной на фигуре 5 нашего ряда. В древнем искусстве, вообще, она хорошо известна и выступает преимущественно в формах декоративных и со значительным искажением реальных соотношений.

Декоративная обработка сказалась в том же, что мы только что видели на Кавказской бляхе, то есть ноги прижимаются к туловищу вплотную, и вся фигура, таким образом, принимает компактный вид.

На этом рисунке мы воспроизводим фигуру бегущего козла (с древней бляхи из Закавказья), преследуемого собаками. Обе ноги подобраны внутрь, под туловище, причем концы передних ног помещены выше, т. е. ближе к туловищу, а задние ноги — ниже. В крайнем декоративном оформлении мы найдем фигуру и оленя, лежащего, хорошо нам знакомого по древностям Европейской Скифии и Сибири.

И здесь, разумеется, генетически мы имеем оленя бегущего, но должны допускать возможность и иного толкования этой схемы в скифской среде. Может быть, ко времени производства этих бляшек, в традиционной схеме, истинное значение позы зверя было уже забыто, и она могла толковаться лишь по непосредственным зрительным впечатлениям; и в этом случае неизбежно получился бы олень лежащий, отдыхающий. На золотой облицовке ручки зеркала из Куль-оба, например, мы находим традиционную для древнего мира композицию — нападение на оленя грифона, а оленя — в позе лежащего.

Вот два примера крайней схематизации пятой схемы нашего ряда в виде бегущих оленей, с подобранными внутрь ногами.

Выражение движения в рисунках

Нам остается сказать лишь несколько слов о выражении бега, соответствующем седьмой схеме нашего рисунка, когда животное изображается как бы в растянутом положении, хорошо всем, впрочем, знакомом но традиционной позе бегущих на скачках лошадей, как они воспроизводились, например, на английских литографиях. Такую трактовку образно назвали — galop volant, т. е. летящий галоп.

Подобный «летящий галоп» мы можем усмотреть уже в цветущий период палеолитического искусства в фигуре кабана из Альтамирской пещеры.

Выражение движения в рисунках

Изображение бегущего кабана в Альтамирской пещере.

Весьма интересно то, что при детальном изучении фрески оказалось, что поза движения этого животного изображалась художниками дважды, в различных формах.

Вообще следует заметить, что в период расцвета палеолитического искусства, в изображении движения, мы не находим еще установившихся канонов, как это имеет место в искусстве более поздних периодов, когда изображения укладываются в готовые схемы, часто декоративно оформившиеся. В период палеолита, напротив, мы имеем ряд интересных примеров переделки позы движения, новых исканий, чем и объясняются такие, казалось бы, странные изображения, как животные с шестью ногами и проч.; примером таких переделок и исканий лучшего выражения движения может послужить гравюра.

Выражение движения в рисунках

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *