Производство ткани, одежды        19 июня 2012        67         0

Вышивка пхулькари

Вышивкой пхулькари (дословно — «делание цветов») славятся женщины из штатов Пенджаб и Харьяна. Это национальное искусство джатов — тоже домашнее художественное ремесло; за рамки семьи оно вышло лишь в последнее время, когда государственные организации стали закупать вещи, вышитые в этой технике, и продавать их в эмпориумах. Следует сказать, что слово «касида», как определение вышивки вообще, редко применяется к технике орнаментирования этих вещей — чаще всего само название «пхулькари» уже означает именно вышивку шелком в технике глади.

Традиционные изделия пхулькари — это, как правило, покрывала и шали.

Покрывала пхулькари представляют собой прямоугольные полосы домотканой хлопчатобумажной ткани кхаддар, окрашенной обычно в черный, вишневый, алый или темно-синий цвет. На эти полотнища наносится вышивка, чаще всего в технике глади. Для вышивки используется чрезвычайно ярко окрашенная некрученая шелковая пряжа, называемая «пат», которую прежде ввозили из Афганистана и Кашмира, но всегда окрашивали на месте, теперь же используют дешевые отходы шелкопрядильных фабрик. Раньше пользовались растительными красителями и для тканей, и для вышивальной пряжи; сейчас употребляют анилиновые краски.

Размеры покрывал обычно 2-2,5 м в длину и 1,4 м в ширину. Их тканая основа сшивается из двух продольных полос. В зависимости от своего назначения покрывала бывают разных видов и носят разные названия.

Так, чопе (или чобе) — это покрывало, которое начинает вышивать бабушка для будущей свадьбы своей внучки. Поскольку к свадьбе надо успеть подготовить не одно пхулькари (два-три для невесты, да иногда столько же для родственниц жениха), работа начинается еще тогда, когда невеста не вышла из раннего детского возраста.

День начала работы над чопе отмечается семейным праздником — готовится угощение, приходят гости (как правило, женщины и девушки), и под их песни, исполненные пожеланий счастья и удачи, под звуки длинного барабана дхольки бабушка начинает вышивать пхулькари.

Чопе делают из тонкой ткани красного цвета. Вышивкой украшают кайму покрывала, середина остается незанятой. Для этого вида пхулькари используют особую разновидность стебельчатого шва, напоминающую крестик, и вышивают широкую кайму так, чтобы узор был одинаковым с обеих сторон. Узор наносится пряжей ярко-желтого цвета.

Другим видом свадебного покрывала является субер — тонкое покрывало-шаль, тоже красное, с узором, который наносится на углы и на самую середину изделия. По традиции, его должны накидывать на невесту в самый ответственный, последний момент свадебной церемонии, когда жених обводит ее вокруг священного огня домашнего очага (семь раз или семь шагов) — в среде индусов, вокруг священного писания «Грантх Сахаба» — в среде сикхов.

Помимо этих ритуальных пхулькари, в приданое входят и покрывала, которыми женщины укутываются в холодное время года, и покрывала для застилки плетеных лежанок-чарпоев, и настенные завесы (которые изготовляются главным образом в городах и находят применение в быту горожан).

Вышивка пхулькари
Образцы вышивки. Слева – вышивка настильной гладью (штат Гуджарат), справа – фрагмент вышивки пхулькари (штат Пхенджаб)

В технике пхулькари вышивают и сари, и легкие шарфы дупатта (или чуни), и женские камизы; в последние годы по заказам государственных организаций стали вышивать также разные детали женской одежды, купоны на юбки, женские брюки, декоративные настенные панно, наволочки для диванных подушек, галстуки и т. д.

Традиционные покрывала и завесы подразделяются по технике изготовления на два вида: пхулькари (или «подлинный пхулькари»), узор которого состоит обычно из ромбов или квадратов, равномерно рассеянных по всему полю изделия, и багх (что значит «сад»), на который вышивка наносится чаще всего сплошным слоем, так что все линии и элементы узора разделяются просветами шириной в толстую нитку — здесь видна ткань основы, и это создает эффект контуровки каждой детали рисунка.

Шелковый узор гладью покрывает только лицевую сторону изделия в стиле багх, вышивают же всегда по изнаночной стороне, на которую наносится чертеж узора (что стали делать сравнительно недавно, раньше же просто отсчитывали с изнанки требуемое количество нитей). Узор состоит из стилизованных геометрических фигур или из цветов, листьев, звезд, фигурок животных и др. Иногда узоры стиля багх имеют особые названия, зависящие от изображаемых предметов. Так, на мирч-багхе вышивают стилизованные перцы, на какри-багхе — «огурцы», на шалимар-багхе — деревья и цветы и т. д. Мотивы варьируются от округа к округу, а иногда и от деревни к деревне; часто встречаются и местные названия.

Местами практикуется (главным образом на юге описываемой области) и способ вшивания в узор маленьких круглых кусочков зеркала — обычно в качестве сердцевины цветка. Пхулькари с зеркалами называется «шишадар». Но в целом этот прием свойствен вышивкам, которые характерны для областей, лежащих к югу от Пенджаба,- для Раджастхана и Гуджарата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *