Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Хозяйственные постройки амбары

Непременной принадлежностью населенного пункта — деревни, заимки, хутора — являются хозяйственные постройки: амбары, сараи, бани и т. д.

Интересные в плане общей композиции и объема, с выпусками поперечных венцов, с большими свесами крыш, с защитными стенками, амбары прекрасно гармонируют в окружении с жилыми постройками, являясь составным элементом сельского ансамбля. Размещение хозяйственных построек на территории усадьбы бывает различным, но, как правило, один из амбаров усадьбы обращен своим торцом к улице.

Безоконные торцы амбаров, часто увенчанные массивным охлупнем, придают своеобразный характер и особый колорит всей сельской улице, резко отличающейся от улиц небольших деревянных городов старой Сибири.

В архитектурно-конструктивном решении амбаров наиболее прочно сохранились древние строительные традиции русского деревянного зодчества.

То, что бесследно исчезло в жилой избе в связи с частыми ремонтами и перестройками, вызванными новыми требованиями и новым хозяйственно-бытовым укладом сельской жизни, в амбарах сохранилось почти в неприкосновенном виде.

И неудивительно, что во многих районах Восточной Сибири встречаются подобные маленькие постройки в возрасте, по словам старожилов, более 100 лет.

О возрасте таких амбаров свидетельствует также и их конструкция, как, например, покрытие тесовой крышей по сплошному накату из бревен, врубленному в скаты фронтона, и обработка торцов бревен топорами без применения пилы.

Этот архаичный прием уже давно не применяется в сельских постройках.

Высокое техническое качество, обеспечивающее прочность, необходимую в связи с особым назначением постройки, интересное архитектурное оформление, внимательная обработка деталей — все это способствовало созданию очень привлекательного по своему облику сооружения.

Амбары имеют различное назначение, вследствие чего в усадьбе иногда можно встретить три-четыре небольших амбара, предназначенных один — для хранения зерна, другой — для различной домашней утвари и одежды, третий — для инвентаря и т. д.

Мелкие амбары обычно размещаются по периметру всего двора, примыкая друг к другу своими торцами. Иногда амбары ставятся с небольшими отступами, и промежутки между ними покрываются крышами, образуя дополнительные защищенные помещения для хозяйственных нужд.

Формы амбаров и их размеры довольно различны: можно встретить самые примитивные срубики, по сплошному накату покрытые тесом, врубленному в скаты фронтона, наряду с солидными двухэтажными строениями с открытыми галереями, лестницами и другими пристройками.

Такие амбары, достигающие очень больших размеров, служат местом хранения общественных продуктов и устанавливаются обычно в центре села.

Простейшие амбары, состоящие из одного помещения размерами 4 X 6 метров, строят из крупных бревен, рубленых «в лапу» или с остатком, и покрывают двускатной крышей на «потоках» и «курицах». Обычно это одноэтажные сооружения очень небольшой высоты.

ambar-konchenga

Иногда такие амбары с лицевой или боковой стороны оформляются навесами, поддерживаемыми пропусками верхних венцов бревен).

ambar68

В некоторых случаях для устройства больших свесов крыши верхние венцы поперечных и продольных стен выступают от стены на 1,5—2 метра. Особая конструктивная система ступенчатых повалов и большие свесы крыши хорошо защищают постройку от действия сырости.

Своеобразная конструкция выпусков-помочей устраивается настолько прочно, что не требует дополнительных опор. Подобные амбары стоят десятилетиями.

При постановке амбаров торцами к улице все ряды торцовых бревен выпускаются за пределы поперечных стен, образуя концами как бы защитную стенку со стороны улицы.

При такой композиции амбара торцовые стены имеют асимметричный вид благодаря смещенным к центру выступающим круглякам одной из продольных стен.

Перекрытый симметричной двускатной крышей по стенам с выпусками торец амбара, имеющий асимметричное построение, производит своеобразное впечатление.

В силу того что амбар ставится обычно напротив избы и выпуски поперечных стен обращены на улицу, получается интересный динамичный фасад. Амбар как бы замыкает фронтальную часть усадьбы, состоящую из торца избы, ворот и амбара.

ambar51

Конструктивное устройство защитных стенок несложно. Выступающие концы бревен обычно не закрепляются вертикальными шипами, а своей массой образуют довольно монолитную стену, не нуждающуюся в вертикальных связях.

Иногда подобные защитные стенки устраиваются с двух сторон входа, защищая его от действия непогоды. Эта конструкция, вызванная исключительно утилитарными соображениями, придает простому сооружению большую живописность и объемность.

ambar65

ambar66

Из крупных амбаров наибольший интерес представляют двухэтажные постройки, в некоторых случаях разделенные рублеными поперечными стенами на два или три помещения.

В этих амбарах на второй этаж с галереей ведет открытая крутая лестница, начинающаяся с нижней площадки, идущей вдоль стены. Столбы, поддерживающие галерею, вмонтированы внизу в выпущенные концы бревен поперечных стен или в крупное бревно продольной стены, покоящейся на выпусках нижних поперечных бревен. Это нижнее продольное бревно, заложенное на расстоянии 1—1,5 метра от стены, является также основанием для площадки перед входом в амбар.

На галерее имеются столбы, которые служат опорой для свеса крыши.

В ряде случаев поперечные стены выпускаются за пределы продольных на расстояние, необходимое для устройства площадки перед входом и балконом. Образуемые таким образом «защитные стенки» с боковых сторон амбара хорошо закрывают входы и лицевую стену от ветров и облегчают устройство крыши с большим свесом.

Галерея обычно ограждается перилами с точеными или резными балясинами, четко вырисовывающимися на темном фоне заглубленной стены.

ambar69

В некоторых случаях в двухэтажных амбарах, кроме боковых защитных стенок, образованных из выпусков поперечных стен, на втором этаже устраивается лицевая защитная стенка. Это сообщает некоторое своеобразие всему объемно-пространственному решению сооружения.

ambar70

Вход в большие амбары устраивается в центре лицевой стены. В редких случаях он организуется в торцовой стене в особой пристройке с навесом.

ambar71

ambar72

ambar73

Этот прием, очень интересен в плане общей композиции, можно было встретить в жилых постройках Западной Сибири. В Восточной же Сибири он не нашел применения в избах, так как общая планировочная схема изб там проще, чем в Западной Сибири.

Устраивая двери в амбарах, строители учитывали не только функциональные особенности складских помещений, но и эстетические требования.

В некоторых амбарах дверной проем делался очень незначительным. Дверь, оборудованная толстыми колодами и горизонтальной подушкой с массивным порогом, казалась еще меньше своих размеров благодаря значительной высоте бревенчатой стены над нею, не имеющей больше никаких дополнительных проемов и украшений.

Простая, но вместе с тем мощная конструкция входа хорошо сочетается с общим лаконичным объемом всей постройки.

В сибирских амбарах обычно окна не устраиваются. Освещение внутреннего помещения происходит через открытую дверь во время посещения амбара. Даже крупные двухэтажные амбары не имеют оконных проемов. Да в этом, как видно, нет нужды.

Рассматривая постройки амбаров с конструктивной точки зрения, можно отметить в основном те же приемы, что и в архитектуре избы. Так, например, в конструкции фронтона встречается тот же принцип скрепления бревен, тот же способ устройства крыш на «потоках» и «курицах», те же виды обработки выпусков поперечных стен «повалов», то же устройство защитных стенок и т. д.

Все эти конструктивные детали, примененные с учетом служебного назначения сооружения, создают архитектурный образ амбара.

Амбары, так же как и жилые дома, возводятся обычно без фундамента. В некоторых случаях под углы сруба подкладываются крупные камни или ставятся бревенчатые стулья-лапы, на которые укладываются первые венцы постройки. Лапы в некоторых случаях обрабатываются декоративными вырубками, соответствующими назначению стойки опоры.

Интересно отметить, что в Восточной Сибири (аналогично и в Западной) нижние венцы срубов старинных амбаров, лежащие на валунах или стульях, не скрепляются жестко со своим основанием, а лежат свободно.

Это дает возможность в случае необходимости переносить амбар с одного места на другое.

Как показывает ряд примеров, не только амбары, но даже крупные избы переносятся по мере надобности на новые места.

Передвижение зданий осуществляется при помощи бревен-катков, подкладываемых под основание сруба. Подобные случаи наблюдались в ряде сибирских деревень.

Как видно, хороший, крупный, выдержанный лес, примененный в старых избах (и в настоящее время уже не везде встречающийся), высоко ценился строителями, и они предпочитали перемещение старой постройки (если была возможность) рубке нового сооружения.

Рассматривая общие композиционные приемы устройства амбаров, можно сказать, что в облике этих в основном мелких построек очень рельефно выявлены характерные черты русской деревянной архитектуры со всеми присущими ей особенностями.

Амбары неотделимы от архитектурного облика села. Они являются органической частью всего сельского комплекса.

Своеобразной поэзией веет от целого ряда маленьких и больших амбаров, завершающих своими объемами общую композицию села.

В современных амбарных постройках можно отметить сохранение не только прежних приемов планировки и пропорций зданий, но также и архитектурных форм и конструктивно-декоративных деталей. Но архитектура новых по своей внутренней организации сел с новым укладом жизни постепенно перестраивается на новый лад. Особенно это заметно в устройстве общественных, колхозных амбаров, которые в ряде случаев образованы из отдельных мелких построек, объединенных в одно целое и поставленных где-нибудь за селом. Своеобразные ансамбли амбаров производят иногда очень сильное впечатление.

Все эти отдельные разрозненные постройки, собранные и поставленные в один ряд где-либо на возвышенном месте или в низине, являются интересным художественно-композиционным средством оформления всего села.

Удивительно тонкое понимание местных условий (пейзажа, рельефа местности) позволяло строителю создавать гармоническое художественное целое, тесно связанное с окружающей природой и такое же простое и понятное, как и сама сибирская природа.