Техника живописи и скульптурные приемы        11 мая 2017        73         Комментарии к записи Зачем людям украшения отключены

Зачем людям украшения

Зачем людям украшения

После языка древнейшим проявлением, так называемых, духовных потребностей человека являются украшения, которые он изготовляет и носит уже в древнекаменный период своей культуры. С той поры, когда человек стал человеком, он стремится украсить себя, удовлетворить своей врожденной эстетической потребности и произвести своим внешним видом впечатление на других людей. Самые жалкие и голые дикари не обходятся без украшений. Несмотря на глубокую древность украшений, особенно тех, которые носят на теле, прогресс в этой области почти незаметен: образцы наших брошек, бус, браслетов и т. п. можно найти в отложениях не только бронзового, но и каменного века; только шлифовка и гранение драгоценных камней новейшего происхождения, а все остальное является подражанием древним образцам.

Среди людей цивилизованных нередко встречаются не только бедняки, но и богачи, которые не носят никаких украшений ни на теле, ни на одежде, но среди дикарей без украшений никто не остается. У малокультурных и полу культурных народов украшения служат не только своей прямой цели, но кроме того приобретают более широкое и разнообразное значение, являясь то знаками племенных и социальных различий, то амулетами, то деньгами и даже оружием. Массивные железные браслеты, отточенные ручные кольца, прикрытые кожаными чехлами, или кольца с шипами у негров служат и украшением, и оружием; разукрашенные кинжалы и всякое нарядное оружие, начальнические жезлы и т. п. служат и украшением, и знаком отличия дикого воина или начальника, поддерживая в них чувство собственного достоинства и производя впечатление на других людей. То же психологическое основание имеют европейские военные и гражданские мундиры и значки, ордена и ленты. На низших ступенях цивилизации украшения являются личной собственностью, имеющей ценность, но не являющейся предметом необходимости. Поэтому раковины каури, зубы некоторых животных, железные и медные кольца и т. п., служащие для украшения, имеют широкое распространение в качестве знаков ценности, заменяя деньги.

Громадная ролью украшений в глазах малокультурных народов объясняется то, что европейская меновая торговля с ними ограничивалась ввозом бус, медной и железной проволоки и т. п. предметов, к которым впоследствии прибавились водка и табак, т. е. того, что для бедняков является предметом роскоши.

Украшения можно разделить на следующие виды:

  1. раскраска тела,
  2. украшения, которые с телом человека не связаны и которые легко снять,
  3. различного рода изменения, которые производятся на самом теле (прободение, татуировка и деформация частей тела).

Раскраска тела, вероятно, является древнейшим видом украшений, возникшим из обмазывания тела грязью или смешанной с салом глиной для защиты от насекомых, как это делают туземцы Андаманских островов; в Африке такая защитная мазь приготовляется из глины, смешанной с коровьим пометом.

Раскраска тела, покрывание его узорами из кружков, полос и т. п. является характерным признаком низших культурных ступеней, но в той либо иной форме сохраняется и на ступенях более высоких. От пещерных обитателей каменного века сохранились камни с углублениями, служившие ступками для растирания охры и других красок, и с этим обычаем человек не расстается и теперь. Для разных случаев — траура, войны, общественных увеселений и т. п. — у австралийцев, американских индейцев и др. существует специальная раскраска и специальные узоры. Первобытная форма траура выражается в покрывании всего тела черной или белой краской. Раскраска широко распространена у австралийцев и американских индейцев. Даже американизировавшиеся индейцы на западе С.Ш. продолжают раскрашивать свое лицо по определенному рисунку, пользуясь теперь для этой цели цветными чернилами.

Раскрашивание лица, пудра, белила и румяна, с незапамятных времен применяемые индусами и китайцами, проникли в мусульманские страны и с Востока распространились по Европе, хотя еще древние греки и римляне считали раскраску тела признаком варварства. Эта раскраска в старину была часто весьма не искусна. Русские боярыни XVII в. так раскрашивали свои лица синей, коричневой и красной красками, что производили на иностранцев отталкивающее впечатление. В конце XVIII и начале XIX в. пудра, белила и румяна были широко распространены среди женщин высших классов Европы, затем этот обычай стал ослабевать, оставаясь преимущественно вывеской продажных женщин, но по окончании первой мировой войны возродился с удвоенной силой, захватывая не только женщин, но и мужчин.

Украшения второго вида, т. е. просто надеваемые, предназначаются для головы, рук, ног, туловища, пояса и шеи.

Украшением головы служат диадемы из перьев, характерные преимущественно у американских индейцев, втыкаемые в волосы гребенки, шпильки, цветы и ленты. Налобные бляхи теперь встречаются только на Каролинских о-х, а височные кольца у некоторых племен Индии, но и те и другие имели широкое распространение. Очень немногие народы оставляют волосы на голове в естественном виде, а обыкновенно их стригут, бреют или сооружают разнообразные прически. Бритье головы у некоторых народов (татары) является обычным, у других — знаком траура. Встречается и выбривание темени (бразильские индейцы), и отращивание пучка волос на макушке выбритой головы и, наконец, самые разнообразные прически (у негров банту). В XVIII веке в Европе парик считался обязательной принадлежностью костюма высших классов и даже солдатской формы.

Всевозможные ожерелья из самого разнообразного материала имеют повсеместное распространение с эпохи каменного века вплоть до нашего времени. Продолжением ожерелья является нагрудные украшения, которые чаще всего встречаются у папуасов и туземцев Океании, служа иногда для защиты груди от ударов. У культурных народов нагрудные украшения с голого тела перешли на одежду. Украшения, носимые через плечо, на голом теле, весьма редки, но на одежде встречаются весьма часто в виде различных перевязей.

Зачем людям украшения

Серебряный женский убор племени сомали (Африка).

За исключением Америки, ручные браслеты с древнейших времен и на всех ступенях культуры имеют широкое распространение. Даже там, где их не носят, он сохраняется в виде нашивок на рукавах. Ножные браслеты встречаются только у голых и полуодетых народов, особенно в Африке, где они часто делаются из спиральной проволоки, весом в 10 —15 фунтов для каждой ноги.

С появлением обработки металлов кольца для украшения пальцев руки получили наиболее широкое распространение. Кольца для пальцев женской ноги применяются в немногих местах (Индия, Сев. Америка).

Пояс на голом теле или на одежде нередко добавляется привесками из растительных волокон, погремушек и т. п., а в Африке к нему подвязывается сзади даже хвост леопарда. Половые органы прикрываются или целиком, или отчасти, но в некоторых местах (Австралия, Океания) украшаются раковинами и другими блестящими предметами.

Переходим к третьей группе украшений.

Прободение ушной мочки для ношения серег широко практикуется народами на всех ступенях культуры. В Европе девочкам прокалывают уши обыкновенно на втором году жизни. Легкие серьги европейских женщин у негров заменяются массивными из медной проволоки, весом более 2 кг, неимоверно, оттягивающими и разрывающими ухо. Такие же огромные серьги у южно-американских индейцев; у ботокудов в отверстие ушей вставляется деревянный кружок в 5 см в диаметре.

Зачем людям украшения

Украшения у масаи (Африка).

Очень любят украшать свои уши папуасы Н. Гвинеи. Менее распространено прободение носовой перегородки или крыльев носа, с целью носить серьги или другие украшения (Н. Гвинея, Египет, Индия, Цейлон, С.-Зап. Америка). Некоторые народы носят губные украшения, делая для этого отверстия и постепенно их, расширяя, в углах рта или посредине, в одной губе или в обеих губах. В эти отверстия вставляются костяные или деревянные палочки, кружки из слоновой кости (негры) и дерева (ботокуды). Само собою разумеется, что прободение носа или губ — операция весьма болезненная и далеко не безопасная. Кроме того, в старости мускулатура губ ослабевает, кружок из губы вываливается, и зияющий рот страшно безобразит лицо.

Деформация, т. е. искусственное изменение различных частей человеческого тела согласно тому или иному идеалу красоты, явление широко распространенное почти у всех народов. Во многих местах встречается обычай сдавливать головы детей повязками, чтобы направить рост черепа по принятому образцу. Почти все североамериканские индейцы придают лбу своих детей покатую форму. У древних мексиканцев царь должен был иметь шарообразную форму головы, и для каждого сословия установлена была по закону специальная форма черепа. Сравнительно недавно этот варварский обычай существовал в Константинополе, где нетурецкие подданные султана придавали черепам своих детей круглую форму в подражание господствующему народу, и даже в Нормандии, где няньки посредством повязок и чепчиков придавали детской головке форму сахарной головы.

Готтентотки придавливают плоские носы своих младенцев, усиливая свойственную готтентонскому носу особенность, а в древнем Риме и Персии посредством давления и массажа старались сделать нос орлиным. В одних местах считается красивой плоская женская грудь, и на нее накладывают тяжелые бляхи (в прежние времена в Испании и Сев. Германии), в других ее оттягивают (Африка) до такой степени, что ее можно перебросить через плечо сидящему на спине ребенку. Корсет, изменяющий форму талии и грудной клетки, имел до последнего времени широкое применение у женщин европейских народов.

В Китае и Индо-Китае аскеты и знатные и богатые люди отращивают себе длинные ногти, показывая этим, что физическим трудом они не занимаются. На Западе и в России была мода отращивать себе на мизинце длинный ноготь, который защищался изящным золотым или серебряным футляром. Теперь таких ногтей не носят, но маникюрное искусство везде процветает.