Теоретические вопросы        06 марта 2017        54         Комментарии к записи Задачи народоведения отключены

Задачи народоведения

Задачи народоведения

Человеку, который никогда не покидал своей родины и не встречался с иноземцами, кажется, что и в других местах живут такие же люди и так же, как и он сам. Таких глухих уголков уже мало, но кое-где они уцелели, и там появление человека с другим цветом кожи, с другими чертами лица и непонятной речью производят сенсацию и, как в былые времена, дает повод к самым нелепым предположениям.

Не очень давно негры в области верхнего Нила приняли одного немецкого путешественника за духа своего умершего князя. Не трудно представить, какое впечатление произвело бы появление негра в какой-нибудь глухой и неграмотной русской деревне. Даже бывалого человека не может не заинтересовать и не вызвать в его уме ряда вопросов та пестрая толпа людей разных рас и народов, какую можно наблюдать, например, в портах Лондона, Гамбурга, Ливерпуля и Сингапура.

Невольно возникает целый ряд вопросов: где и как живут эти люди? что между ними общего? чем объяснить это разнообразие? и т. п.

Человеческий ум не терпит разнообразия и всегда старается распределить предметы по группам, обладающим какими-нибудь общими признаками. С этого начинается, в сущности, всякая наука. Так, напр., и тут внимательный наблюдатель подметит, что у негров короткие шерстистые волосы, толстые губы и закинутый назад лоб, что у китайцев прямые черные волосы, скуластые лица и косой прорез глаз и т. п.

В теперешних кинематографиях часто демонстрируются кругосветные путешествия: перед зрителями проносятся самые разнообразные картины природы и людей, степи, пустыни, горы, леса, поля и сады, полуголые или совершенно голые обитатели жарких стран и закутанные в меха жители полярных стран, шалаши бродячих охотников, шатры кочевников, скромные деревни и поселения земледельцев и великолепные города с тысячами дымящихся фабричных труб по соседству. Одна картина быстро сменяется другой, задерживая внимание лишь на короткое время, но впечатление разнообразия человечества и контрастов его культуры, от шалаша австралийца и американского небоскреба остается.

Посетим какой-нибудь из больших этнографических музеев, хотя бы Музей Антропологии и Этнографии Академии Наук или Русский Музей. Здесь в шкафах и витринах собрано и расположено в систематическом порядке то, что характеризует жизнь народов разных стран, их физический облик, материальную и духовную культуру: черепа и кости, маски, бюсты, манекены, фотографии, орудия труда и оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, модели жилищ, детские игрушки, музыкальные инструменты, предметы религиозного культа, произведения искусства и т. д. Посетитель на первых порах теряется среди этого подавляющего количества разнородных предметов, но потом начинает ориентироваться и приходить к некоторым поучительным выводам.

Во-первых, он может подметить черты сходства в бытовой обстановке и даже в некоторых чертах духовной культуры у обитателей однородных по своей природе земных пространств,— степей, лесов умеренных и тропических областей, гор и т. п.

Во-вторых, он может подметить, что культурные достижения народов представляют в целом непрерывный ряд ступеней, начиная от грубых каменных орудий и фетишей доисторического человека, австралийца или пешереса, и кончая гордыми достижениями современной науки и техники.

Одни народы остались на достигнутой ими ступени, как бы истощив всю сумму доступного им прогресса, другие поднялись на следующие ступени и идут дальше. В этнографическом музее мы можем убедиться, что предки современных образованных народов некогда жили так же, как жили или живут бродячие охотники и рыболовы далеких стран.

Этнографию не без основания называют живой стариной, а этнографические музеи — архивами человеческой культуры, так как этнография подводит к ее источникам, раскрывает отдаленное прошлое народов, недостаточно освещаемое историческими памятниками. Задача народоведения заключается в том, чтобы определить взаимодействие между природой и человеком, роль природы и роль человека, как географического фактора, объяснить причины физических и культурных различий между народами и сделать из всего этого жизненные выводы.