Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        06 ноября 2015        67         0

Земледелие и календарь

Из множества племен, живших в условиях варварства на плодородных равнинах Китая, Индии, Месопотамии и Египта, между 4000 и 1000 гг. до н. э. возникли большие государства. Они представляли собой более высокую ступень культуры, письменные документы которой дошли до нашего времени. Первоначально независимые крестьянские общины и городские самоуправления со своими старшинами и городскими правителями, со своими местными богами и формами богослужения слились в более крупные политические единицы. Необычайное плодородие аллювиального ила, приносившее богатые урожаи, обеспечивало жизнь особого класса правителей и должностных лиц. Этот класс возник вначале из-за необходимости централизованного распределения воды. Большие реки, орошающие эти равнины,— Нил, Евфрат, Хуанхэ — разливались в определенные месяцы и орошали или удобряли поля, или прокладывали время от времени новое русло. Вода должна была последовательно то направляться на поля, то задерживаться. Это осуществлялось при помощи дамб, углубления рек или проведения каналов. Такой контроль не мог быть предоставлен отдельным районам с их часто противоречивыми интересами. Было необходимо централизованное регулирование, так как только сильная центральная власть могла гарантировать, что местные интересы не будут превалировать над общими. Только в таком случае плодородие и процветание были обеспечены. Но когда страна распадалась на части в мелочных стычках княжеств, дамбы и каналы забрасывались; тогда почва пересыхала или затоплялась, и народ голодал: «гнев богов» поражал землю.

Сильная центральная власть была необходима, кроме того, и для защиты плодородных равнин от воинственных жителей, примыкающих к ним гор или пустынь. На своей земле эти люди могли найти лишь скудные средства существования, поэтому они занимались грабежом и заставляли своих преуспевающих соседей платить им дань. Разделение задач было необходимо: каста воинов защищала тех, кто со своим вождем в качестве монарха составил правящий класс, контролирующий прибавочный продукт крестьян. Иногда оказавшиеся победителями кочевые соседи оседали затем среди крестьян как правящая аристократия, защищая их от других агрессоров. В любом случае конечным результатом была сильная централизованная государственная власть. Такой повторявшийся время от времени процесс и представляет собой вкратце очерк истории этих стран. Снова и снова варварские народы вторгались на территории более культурных стран и покоряли их, иногда оставаясь в виде тонкой высшей прослойки, как маньчжуры в Китае, монголы в Индии, гиксосы в Египте, а иногда смешиваясь со всем народом или заменяя прежних жителей, как арийцы в Индии и семиты в Месопотамии. Хотя во время этих нашествий и было разрушено много культурных памятников, однако потом завоеватели воспринимали и усваивали существующий в данной стране более высокий уровень цивилизации, которой они нередко придавали новое могущество. Утратив через несколько поколений свою дикую силу, завоеватели сами становились объектом нападения со стороны новых агрессоров.

В таких империях князь был законодателем, верховным судьей и главой правительства должностных лиц, которые как руководители гражданских ведомств образовали наряду с военными второй правящий класс. Обычно он состоял из жрецов, которые ранее были местными интеллектуальными вождями, а теперь организовались в служебную иерархию. Жречество держало в своих руках духовное руководство государством и обществом. Оно владело теоретическим и общим знанием, необходимым в процессе производства; это был источник их престижа и социальной власти. Там, где главным занятием было земледелие, знание календаря и времен года оставалось в их сфере действия. Религия, составлявшая в то время одно целое с государством и обществом, также была централизована; местные божества главных городов страны объединились в один пантеон под руководством верховного бога, тогда как местные боги менее крупных или побежденных городов низводились до уровня духов или объединялись с другими богами. Так, например, богини Иннина, Нисаба и Нана были объединены в Древнем Вавилоне с более поздней Иштар. Тот факт, что Борсиппа стала пригородом быстро растущего города Вавилона, нашел свое теологическое выражение в том, что се городской бог Набо стал сыном Мардука. Несмотря на то, что Эа, Ану и Энлиль (чаще называемый Бел, т. е. «господин») — божества старейших культурных центров — Эрду, Урука и Ниппура,— всегда оставались наиболее высоко почитаемыми, политическая гегемония Вавилона превратила после 2000 г. до н. э. своего местного бога Мардука в главного бога пантеона. Когда в последующие столетия высшего господства в Месопотамском мире достигла Ассирия, это место занял Ашшур. Объединяясь в иерархию, боги утрачивали некоторые из своих местных отличительных черт, а их особенности как олицетворения сил природы становились более заметными. Бог Ура — Син и бог Сиппара — Шамаш позднее всегда почитались как бог Луны и бог Солнца.

Возвышение группы, которая как правящий класс не нуждалась больше в тяжелом труде для сохранения своей жизни, привело к новым условиям существования. Социальная структура стала более сложной, духовное руководство требовало более высоких качеств и предъявляло все большие требования к представителям правящего класса. Производство и торговля породили новые материальные и духовные потребности, и с богатством и роскошью монархов и вельмож пришел интерес к искусству и науке. Таким образом, вместе с появлением новых общественных формаций впервые возникли более высокие формы культуры, превосходящие культуру наиболее развитого доисторического варварства. Эра цивилизации началась.

Это вызвало и более высокое развитие астрономии, необходимость которого непосредственно вытекала из требований счета времени и особенно из проблемы приспособления лунного календаря к солнечному году.

Один период Луны равен в среднем 29, 53059 дня, солнечный год — 365,24220, т. е. он на 11 дней превосходит 12 лунных периодов, составляющих в сумме 354,3671 дня. Лунный календарь за три года от движения Солнца отстает на 33 дня. Для того чтобы привести его в соответствие с Солнцем, необходимо каждый третий год, а иногда и чаще, добавлять лишний месяц так, чтобы год состоял из 13 месяцев вместо 12. Такая система носит название интеркаляции. Проблема календаря заключается в отыскании наиболее длительного периода, который являлся бы общим кратным месяца и года; в таком случае Солнце и Луна по истечении этого периода вернутся в прежнее положение относительно друг друга. Конечно, точное общее кратное не существует, но более или менее удовлетворительные приближения к нему можно найти. При современном точном знании солнечного и лунного периодов мы имеем возможность теоретически вывести календарные периоды с достаточным приближением. Представляя отношение солнечного периода к лунному в виде непрерывной дроби и выписывая ее последовательные приближения, находим 8/99 и 19/235. Первая дробь показывает, что 8 лет почти равны 99 месяцам (а именно: 2921,94 и 2923,53 дня), так что из этих 8 лет 3 года должны иметь по 13 месяцев, а 5 лет — по 12. И все же это — не очень хорошее приближение; спустя всего лишь 24 года лунная дата уже будет запаздывать па 5 дней относительно даты солнечного года. Значительно более точен период в 19 лет, который содержит 235 месяцев (6939,60 и 6939,69 дня); тринадцатый месяц должен здесь вставляться 7 раз. Конечно, в самые отдаленные времена люди не знали периоды так точно; отыскание хорошего календарного периода было для них сложной практической задачей, которую приходилось решать посредством трудоемкой подгонки лунного счета к солнечному. Эта проблема играла, таким образом, роль движущей силы, способствовавшей более тщательному наблюдению небесных явлений.

Боги принимали участие в жизни человека как представители господствующих сил природы и общества; то, что было необходимо обществу или отвечало его требованиям, становилось волей богов и строго закреплялось в обрядах. То, что происходило неизбежно в определенное время года, например, праздник урожая как религиозное торжество, закреплялось на определенной дате, например, на одной из фаз Луны. В богослужении было не допустимо даже мельчайшей небрежности и соблюдение ритуала требовалось очень точное. Хронологической составляющей ритуала был календарь. Это сделало его объектом постоянного попечения со стороны специально назначавшихся должностных лиц, в особенности жрецов, и в то же время — источником их власти в обществе из-за того, что они монопольно владели знанием моментов, благоприятных для начала каких либо дел.

До нас дошло несколько примеров того, как такие религиозно-сельскохозяйственные обычаи приводили к установлению лунно-солнечного календаря. Еврейский календарь, первоначально формировавшийся в пустыне, был связан с Луной, но когда евреи пришли в землю ханаанскую, главным их занятием стало земледелие, и календарь пришлось приспособить к Солнцу. Машиах был весенним праздником урожая; в это время приносился в жертву первый сноп ячменя и из первого зерна выпекался пресный хлеб. Этот праздник слился с праздником кочевников — песахом — жертвоприношением Иегове новорожденных ягнят в весеннее полнолуние. Он назначался на полнолуние первого месяца — нисана. О том, как это осуществлялось, мы читаем в большом руководстве Гинцеля по хронологии. «К концу последнего месяца жрецы проверяли состояние урожая на полях, чтобы посмотреть, можно ли надеяться на то, что ячмень созреет в следующие две недели. Если они видели, что этого можно ожидать, то машиах-песах назначался на месяц, начинающийся со следующего новолуния; но если созревания нельзя было ожидать, праздничный месяц откладывался на один лунный период. Это определяло и другие праздничные дни».

Израильтяне пользовались таким эмпирическим методом до тех пор, пока жили все вместе в Палестине. Когда же позднее они рассеялись по разным странам, этот метод больше не применялся; но к тому времени астрономия настолько развилась, что они могли воспринять знание календарных периодов у своих соседей. Тогда у еврейского календаря стал основой период в 19 лет и с фиксированной сменой 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев.

Другой пример представляют события в до мусульманской Аравии. В священные месяцы исполнение кровной мести приостанавливалось, и караваны могли безопасно продвигаться, потому что это было необходимо для экономической жизни. Бесконечная борьба между племенами была совершенно естественной, и кровная месть как примитивная юридическая форма солидарности между членами племени была необходима, но ее беспредельный размах делал невозможной торговлю и заготовку продуктов питания. Ал-Масуди говорит: «Месяц сафар ведет свое название от рынка в Йемене… Здесь арабы покупали зерно, а кто не делал этого, тот должен был умирать от голода». Священный месяц был месяцем рынков; караваны собирались к большим рыночным городам, особенно к Мекке, знаменитой своим прохладным источником, называемым зем-зем, привлекавшим путешественников в этот центр паломничества в Аравии. Здесь племена встречались и обменивались мнениями, а место собраний стало политическим и религиозным центром и столицей.

Таким образом, было очень важно, чтобы этот священный месяц приходился всегда на то же самое время года, когда собирали урожай всех продуктов и торговцы получали их в свое распоряжение. Более поздний мусульманский ученый ал-Бируни пишет: «В те времена язычников арабы имели дело с такими же месяцами, как теперь мусульмане, и их паломничество распространялось на все 4 времени года. Затем, однако, они решили закрепить свое паломничество за тем временем, когда их товары — кожи и плоды — были готовы для торговли; они попытались сделать его неподвижным так, чтобы он постоянно приходился на самое изобильное время года. Так они узнали от евреев систему интеркаляций за 200 лет до хиджры. И применяли они ее так же, как евреи, добавляя к обычным месяцам разность между своим и солнечным годом тогда, когда она возрастала до месяца. Тогда к концу церемонии паломничества калламы (шейхи особого племени, которым поручалась эта задача) выходили вперед, обращались к народу и объявляли о дополнительном месяце, давая следующему месяцу название предыдущего. Народ одобрением выражал свое согласие с решением калламов. Эту процедуру они называли наси, т. е. отступление, потому что каждый второй или третий год начало года отступало… Об этом они могли судить по восходу и заходу маназил. Это напоминало им о бегстве пророка из Мекки в Медину».

В девятый год хиджры Мухаммед запретил интеркаляции, возможно, для того, чтобы уничтожением функции калламов сломить их духовную власть и, кроме того, более резко отделиться от евреев. Таким образом, современный мусульманский календарь основан на лунных годах в 354 дня, состоящих из 12 лунных месяцев, которые за 33 года обходят все сезоны. Здесь мы имеем календарь, который был лишен формальным предписанием своей важной общественной функции и превратился в окаменевшую религиозную традицию, соответствующую образу жизни первобытных бедуинов.

Это может служить примером того, насколько различными путями развивались календарь и астрономия у разных народов вследствие различия экономических условий и политической истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *