Собирательство, охота, рыбалка        12 марта 2013        72         0

Земледелие в Египте

Земледелие в Египте

Земледельческие работы.

Когда вода спадает, начинается время посева. Глубоко плуговать влажную рыхлую почву не приходится. Ее взрыхляют простой мотыгой, иногда пропахивают, причем плуг тянут или волы, или люди. Зерно разбрасывается сеятелем в черную землю, местами еще покрытую лужами воды, а вслед за пахарем обычно идет вместо нашей бороны, пастух со стадом мелкого скота, который ногами затаптывает зерно в ил. На одном рисунке Древнего царства, изображающем пастуха, гонящего перед собой стадо овец, была записана песня, которую очевидно пастухи пели в древности: «Пастух овец в воде, среди рыб, он беседует с сомом и здоровается со щукой (?)»… Действительно, мы знаем, что и у нас часто во время половодья рек, рыба заходит с водой на берега и остается там в заводях и лужах после того, как половодье спадет. Вода задерживалась при помощи шлюзов и плотин в искусственных водоемах, откуда ее постепенно спускали, когда наступала засуха. В некоторых местах, особенно в огородах и садах, прибегали и к искусственной поливке, черпая воду «шадуфам», приспособлением, вроде нашего колодезного «журавля».

Земледелие в Египте

Поливка «шадуфами».

Работу на полях несли крестьяне, большая часть которых была крепостные, применялся также труд рабов, обычно иноземцев — военнопленных, эфиопов или азиатов. За рабочими наблюдали надсмотрщики. Сцена жатвы изображена рельефным, врезанным рисунком на большой каменной плите. Жнецы серпом срезают колосья, оставляя часть соломы на корню.

Позади жнецов часто идет женщина, подбирающая упавшие колосья. Колос обмолачивается или цепами, или опять-таки волами, которые вытаптывают зерно под монотонную песнь погонщиков: «молотите себе, молотите себе, волы, молотите себе, молотите себе, на корм солому, для ваших господ ячмень. Не давайте себе отдыха, прохладно ведь сегодня». Обмолоченное зерно веется и ссыпается в закрома, напоминающие по форме конусообразные муравьиные кучи. Зерну ведется тщательный счет, и должность «счетчика зерна» при царских амбарах считалась очень немаловажной. Зерном уплачивалась подать, зерно было средством обмена и, надо думать, что уже в очень раннее время египетские носильщики грузили зерном египетские и иноземные суда, отвозившие его к берегам Финикии и Малой Азии, в обмен на дерево, медь, серебро и т. п.

Обильные урожаи могли пропитать большее количество населения и мы знаем, что действительно населен был Египет очень густо, — в римское время всех жителей было около 7 миллионов. Необходимость прокормить густое население, при сравнительно небольших размерах страны, заставила египтян, уже в очень отдаленные времена, всю плодородную землю отвести под пахоту. В Египте мы не встретим ни наших лугов, покрытых травой, ни лесов. Растительность очень однообразна. Где кончается пахотное поле, засеянное пшеницей, просом или ячменем, там можно встретить рощицы финиковых пальм, сикомор или акаций. По берегам реки в древнее время росли густые заросли папируса, особого виде камыша, дававшего египтянину и бумагу для письма и топливо, так необходимое в этой безлесной стране, и пищу, потому-что молодые побеги папируса употреблялись и в сыром, и в вареном виде.

В папирусовых зарослях гнездилось великое множество птиц, которых ловили тенетами, силками или били бумерангами, что было любимым развлечением египетских вельмож. Там же по берегам росли белые и голубые лотосы, по виду совершенно схожие с нашими белыми водяными кувшинками, но имевшие приятный запах. В настоящее время и папирус и лотос в Египте больше не растут — они оттеснены далеко за пороги, как не растут больше в Неве, в черте города, тростники и иные водяные растения. Оттеснены за пороги и столь хорошо знакомые древнему Египту крокодил и гиппопотам, как не водятся больше в близлежащей черте пустыни львы. Но, как и в древности, рядом с полосой плодородной пахотной земли начинается полоса желто-красных песков пустыни. «Кеми» — «черной» называли древние египтяне свою страну, и название это, переданное арабами, сохранилось до наших времен в слово «химия», потому-что «черной», таинственной, казалась в древности наука эта, доступная только ученым. Пустыню египтяне называли «дешер» — «красная», и отсюда, вероятно, получило название и «Красное море», т. е. море, граничащее с Красной землей, с пустыней. Особенности природы Египта имели огромное влияние на всю его культуру: характер его политического устройства, особенности религиозного мировоззрения, формы обмена, техника и ремесло отражают в той или иной форме естественные условия страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *