Производство металлов        23 июня 2012        69         0

Железная металлургия

Индия

Железная металлургия тоже известна в восточной части Индии с древнейших времен. Одна из этнических групп местного населения, малочисленный народ асуров, вплоть до нашего времени занимается выплавкой железа в домашних плавильных печах, сохраняя технологические приемы, которые применяли их предки, очевидно, еще в ведическую эпоху.

Современные асуры живут в Нетархате (северо-запад плато Чхота-Нагпур) в лесистой местности, занимаются земледелием и собирательством и пережигают деревья на уголь, которым пользуются для плавки руды. Географическая изолированность позволила им сохранить древние обычаи и формы хозяйства, поэтому они представляют большой интерес для исследователей.

Этот небольшой народ многие ученые связывают с упоминаемыми в ведах асурами, которых в «Ригведе» именуют богами, а в более поздних источниках — врагами ведических богов; полагают, что некогда асуры занимали гораздо более обширную территорию, включая долину Инда, где с ними и столкнулись пришедшие сюда арьи. В процессе ассимиляции арьями местных народов и вытеснения их в горные и лесные местности немногочисленные потомки асуров очутились постепенно в изолированных районах, удаленных от очагов развивающейся культуры, где и сохранились вплоть до наших дней. Сейчас этот народ состоит из трех групп — бир асур и бирджиа, живущих в пределах штата Бихар, где они официально занесены в список «зарегистрированных племен», и агариа, территория расселения которых административно относится к штату Мадхья-Прадеш, где они тоже считаются «зарегистрированным племенем».

Все исследования, связывающие асуров с древнейшими формами железной металлургии, доказывают, что эта металлургия была известна доарийскому населению Индии. Как полагают, именно стремление к овладению залежами железных руд толкало арьев к широкому экспансионистскому продвижению по территории Индии, так как в их среде в эту эпоху железо тоже приходило на смену бронзе, а «лучшие месторождения железа и меди в Индии находятся в восточной части бассейна Ганга, в юго-восточном Бихаре».

Есть исторические упоминания и о борьбе асуров с мунда-язычными народами за овладение землями на плато Чхота-Нагпур, но нельзя уяснить, кто из них пришел на эти земли раньше. Существует мнение, что асуры являются ветвью народов мунда, но это опровергается самим фактом разных направлений металлургии — ведь мунда считаются создателями «культуры медных кладов».

Нам важно отметить здесь то, что в области Восточной Индии, охватывающей современную южную часть штата Бихар, восточную часть штата Мадхья-Прадеш, юго-запад штата Западный Бенгал и северную часть штата Орисса, издревле было известно металлургическое производство. Современные малые народы этих районов продолжают производить художественные предметы из металла — как утварь, так и изображения богов, людей и животных. Для производства этих изделий используют два главных метода: ковку и отливку способом «вытесненного воска».

Ковка бывает горячей и холодной. Обычно для холодной ковки делается заготовка методом горячей ковки: кусок выплавленного из руды металла разогревается и расковывается на каменной наковальне в лист. Из этого листа уже холодным способом выковываются с использованием каменных форм части сосудов, спаиваемые затем вместе (лист куют как в полости, выдолбленной в камне, так и на объемной каменной форме). Орнаментируют сосуды линейным гравированным рисунком, изображая богов, растения, животных и т. д.

Для отливки сосуда сначала делают глиняную форму, затем покрывают ее слоем воска или его смеси с растительной легкоплавкой смолой. На этом слое формуют орнаментальное украшение поверхности, заливают его сверху глиной и высушивают, проделывая наверху одно-два отверстия, соединенные с восковым слоем. Когда форма хорошо затвердеет, в отверстие наливают расплавленный металл, вытесняющий разогретый им воск. После остывания глину оббивают снаружи и выбивают изнутри, и отлитое изделие зачищают. Часто делают и по-другому: затвердевшее глиняное покрытие разогревают и выливают воск, а на его место заливают металл. Известны и полые фигуры, изготовленные как в этой технике, так и в технике спаивания двух половинок. Прекрасным образцом такого рода изделий считается бронзовая статуэтка стоящего Будды из Султанганджа (Бихар), датируемая концом IV в. н. э. Это была эпоха Гупта (именуемая «золотым веком индийского искусства»), в которую изготовлением ритуальных изображений и разных предметов декоративной утвари в описываемой технике занимались ремесленники по всей Северной Индии.

Наиболее ранним изделием, изготовленным в технике «вытесненного воска», считается бронзовая статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро. Эта статуэтка, как и многие фигурки более позднего времени, в отличие от сосудов, не имеет внутренней полости. Их модель целиком вылепляют из воска (или подобной ему смеси, изготовляемой в разных местах по самым разным рецептам) и заливают сверху глиной, а затем вышеописанным способом вытесняют воск расплавленным металлом.

В штате Мадхья-Прадеш и ныне существуют целые деревни, населенные санталами, специализировавшимися на производстве ритуальных, бытовых и декоративных металлических предметов, изготовляемых в технике «вытесненного воска» для продажи и обмена.

Привлекает внимание то, что при моделировании восковой фигурки или поверхности сосуда воспроизводятся форма и декоративные приемы, которые издревле использовались для изготовления и орнаментирования либо глиняных изделий (зигзаги и волнистые линии из накладного шнура, накладные кружочки и т. д.), либо изделий из соломы и пальмовых веревок (таких, как плетеные сосуды для хранения сыпучих продуктов, зернохранилища, сплетенные из веревок по бамбуковому каркасу, соломенные фигурки и т. п.). Это говорит о том, что на металлические вещи был перенесен привычный облик предметов, которыми люди пользовались задолго до появления в их быту металла.

Для описываемых районов характерны также многофигурные композиции, которые прослеживаются здесь по крайней мере со средневековья.

Мастера из среды малых народов, занимающиеся в наши дни этим ремеслом, часто живут отдельными общинами в окружении крупных этносов, составляя касты этнического происхождения. Таковы малар, или дхокра, в Западном Бенгале, гхунгур гара — в Бихаре и гхасиа — в округе Бастар штата Мадхья-Прадеш. Все они обычно делают не свои традиционные вещи, а изделия, заказываемые им окружающим населением, но все же в этих предметах прослеживается ряд черт, характерных для техники, унаследованной ремесленниками от своих предков. Известной кастово-этнической группой являются так же гхаруа в Бастаре, которые возводят себя к изготовителям «гхари» — колокольчиков.

Металлическая статуэтка (область Бастар)

Все местные мастера, как и ремесленники по металлу в других районах Индии, делают колокольчики (для домашних алтарей и храмов — чтобы их звоном привлекать внимание богов к молитве верующих, а также для коров, для танцоров, для украшений и т. д.), но гхаруа прославились еще и изготовлением мелкой бронзовой пластики и сосудов в описываемой технике.

В Южной Индии тоже есть центры, где применяют эту технику. Они расположены главным образом в Тамилнаде и Керале. Бронзовые фигуры божеств индусского пантеона, украшающие коллекции музеев многих стран мира, сделали эти центры широко известными. Местным мастерам знакома не только техника «вытесненного воска», но и изготовление фигурок методом заливки металла в гипсовые формы, приготовленные по глиняным моделям.

Из меди, латуни и бронзы в древности и позднее делалась орнаментированная посуда и декоративная утварь, из драгоценных металлов — предметы роскоши и ювелирные изделия. И если в городах долины Инда было найдено не больше «трех очень незамысловатых серебряных сосудов», то в последующие века, судя по указаниям, содержащимся в памятниках древнеиндийской литературы, драгоценные металлы стали все более широко применяться для изготовления предметов роскоши.

О названиях разных металлов, встречающихся в памятниках ведической литературы, ученые ведут длительный спор, который еще не окончен. Главным словом, которое толкуется по-разному, является «аяс», упоминаемое еще в «Ригведе»: его считают определением железа или меди. В «Яджурведе» упоминается «шьяма аяс», т. е. «темный аяс»,- это название относят к железу или к бронзе. В брахманах слово «аяс», как правило, идентично словам «лоха» и «лохитам» — «красный», есть и определение «лохитам аяс», что предположительно иногда переводят как- «медь» в отличие от «кришна аяс» — «черный аяс», что считают железом; однако в «Шатапатха-брахмане» словом «аяс» определяется железо, и в этом значении оно противопоставляется слову «лоха». Отмеченное разделение выявляется и в других памятниках, где интересна, на наш взгляд, последовательность перечисления металлов. По большей части «лоха аяс» упоминается раньше, чем «кришна аяс», из чего можно сделать гипотетический вывод, что тексты отражают историческую последовательность знакомства человека с металлами (так, в «Чхандогья-упанишаде» сначала говорится о «лохамани», затем о «каршана-аясам»), но эта последовательность выявляется не во всех памятниках, в более поздних же из них «аяс» уже относится только к железу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *