Древние ремесла         16 февраля 2014        78         0

Женщины-ремесленницы

1392530626_zhenshiny-remeslennikiОсновную массу ремесленников составляли мужчины. Это, вероятно, объясняется как тем, что женщины были заняты в домашнем хозяйстве, так и тем, что ремесло нередко требовало от ремесленника не только соответствующих знаний, но и приложения физической силы. Были, однако, области ремесленного труда, к которым женщинам не был закрыт доступ. Это относится в первую очередь к ткачеству. Женщины занимались ткачеством в рамках своих домашних обязанностей, помогали в работе мужьям, в особенности деревенским ткачам, не имевшим возможности нанимать дополнительную рабочую силу, наконец, работали вполне самостоятельно. В папирусах встречаются валяльщицы, ткачихи, вышивальщицы, красильщицы и т. д.. Женщины занимались и некоторыми другими профессиями: мукомольным делом, хлебопечением, маслоделием и т. д..

Женщины оказывались иногда втянутыми в ремесленное производство своей принадлежностью к семье ремесленника. Так, например, жена выступает соучастницей договора о товариществе между двумя столярами (ее мужем и зятем) (Ант., 568 г.). Женщины могут владеть ремесленными мастерскими или ремесленным оборудованием. В BGU, II, 405 (Фил., 348 г.) две сестры получают в наследство мельничное оборудование. Одна из них продает свою часть другой. В P. Lond., III, 994 (Ерм., 517 г.) дочь золотых дел мастера сдает гончарной мастерской двум съемщикам.

Женщины занимали подчиненное положение в ремесленном производстве. В P. Aberd., 59 (IV—V вв.) идет речь об обучении девушки ремеслу вышивальщицы, но обучает ее мужчина.

Труд женщины ценился меньше и оплачивался хуже мужского труда. Нет папирусов византийского времени, на основании которых мы могли бы сопоставить оплату женского и мужского труда в ремесле, но вряд ли сильно изменилось в византийском Египте отношение к женскому труду по сравнению с тем, которое было в птолемеевском Египте, где, как показывает PSI, VI, 599 (III в. до н. э.), женщина-ткачиха получала в три раза меньше мужчины. В Эдикте Диоклетиана о ценах труд ткачихи оплачивался 12 денариями в день (Ed. Diocl., XX, 12), и то время как труд ткача мужчины — 40 денариями, если речь шла о работе первого разряда (там же, XXI, 5), и 25 денариями, если имелась в виду работа второго разряда (там же, XXI, 6). В P. Princ., II, 96 (Окc., 551/2 или 566/7 г.), в котором говорится, правда, об оплате не ремесленников, а работников вообще, мужчины получают, как правило, по 12 артаб зерна, а женщины — только 6. Все это указывает на значительную дифференциацию в оплате труда мужчин и женщин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *