Техника живописи и скульптурные приемы        09 июня 2013        120         0

Женские образы в скульптуре

Мотив страданий проходит и через женские образы в скульптуре. Они реже встречаются в работах пермских резчиков. Таковы фигуры Богоматери, Марии Магдалины и Марии Клеоповой (в группах с распятым, страдающим или погребаемым Христом).

Лучшие скульптуры посвящены скорбным переживаниям женщин в связи с горестной судьбой близкого человека. В них вложено много живого простосердечного чувства.

Неподвижная плоскостная фигура «Параскевы-Пятницы» XVII века начинает приобретать черты жизненности.

Интересна затем скульптура «Богоматери», стоящей у «Распятия» из Юго-Камска, XVIII века.

Женские образы в скульптуре

Она решена, как подчиненная в группе. Выделяется резкий поворот ее головы, обращенной к центральной фигуре. Движение усилено жестом рук. Они воздеты и сложены ладонями вместе, как бы говоря о потрясении матери, о силе ее чувств в связи с гибелью сына. Отражение неподдельного драматизма было для мастера главным в этой фигуре. В остальном она неподвижна; только в свисающих одеждах набегают одна на другую складки. Их ритмично расположенные вертикали подчеркивают удлинение всей фигуры.

Для развития образа характерна статуя «Богоматери» из Соликамска (тоже «предстоящая» из группы). Силуэт ее прост и ясен. Фигура проникнута трогательным грустным чувством.

Женские образы в скульптуре

Его навевают грациозный печальный наклон головы в сторону сына, полуприкрытые в скорби глаза, скрещенные в горести руки, замершее в фигуре движение. Одежды на ней лежат тяжело ниспадающими глубокими складками. Раскраска их в контрастные цвета — холодный синий и теплый розоватый — созвучна напряженности фигуры.

Устаревшие приемы плоскостно-рельефного построения фигуры не устраивали резчика. И он создает скульптуру кругло-объемной формы. Мастер при этом не останавливается перед тем, что с задней стороны фигуру не смотрят и там ее можно было бы не доделывать. Вместе с тем он вырезает рельефом в блоке дерева цельно с фигурой ее руки и складки одежд. Для взаимосвязи с группой он использует не только движение в скульптуре, но и цвета раскраски.

Достойна внимания также скульптура «Богоматери» из кладбищенской часовни поселка Мотовилихи. Ее отличает стройность форм, значительность выражения. Судя по горестному наклону головы и фигуры, она входила в несохранившуюся интересную группу «предстоящих» и Христа. Нежной элегичной скорби в ее облике отвечают темные, приглушенные тона одежд, плавные текучие линии складок. При некоторой своей привлекательности фигура все же не говорит еще о глубине страданий матери, потерявшей сына.

Более правдива по выражению чувств и по композиции статуя «Марии Магдалины» из села Язьвы («предстоящая» в группе с «Распятием»). В облике скорбящей женщины сильно ощущаются жизненные черты, а внешней облагороженности совсем не чувствуется.

Женские образы в скульптуре

Естествен небольшой наклон головы. Широкоскулое лицо, близкое по типу к местному, обращено прямо к зрителю. В напряженном взгляде карих глаз кроется затаенная тяжелая печаль. Найдены верные движения рук к склоненному лицу и на грудь. На приземистой фигуре много изгибов одежды, благодаря которым она точней обрисована. Складки по левому краю образуют живой контур фигуры.

В соседстве с этой фигурой в группе из Язьвы находится статуя «Богоматери». Среди женских скульптур — это самый впечатляющий образ по силе воплощенных чувств.

Женские образы в скульптуре

Как всегда при удачных решениях психологической выразительности, здесь в создании образа наряду с резьбой играет роль раскраска. Объемы моделируются резьбой разного рода — и небольшими рельефами с резкими гранями, и гладкими поверхностями с плавными переходами одной в другую. Пластические формы подчеркиваются контрастной, но сгармонированной по тону раскраской.

В статуе убедительно передано, какое страшное душевное смятение охватило мать при виде мертвого сына.

Голова и фигура ее отклонились в сторону от сына, в ней вспыхнуло стремление как бы отстранить от себя происшедшее. Трагичность события сильнее всего отражается на лице. Среди его плосковатых форм особенно выразительны глубоко сидящие глаза. Взор их пылает, в них отражен ужас. Всплеск рук, вскинутых к сердцу, взметнувшиеся от движения одежды делают более полным выражение страстного порыва человеческого чувства.

В обеих фигурах из села Язьвы резчик передает образы женщин, охваченных тяжелым горем, мучительными переживаниями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *