Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        14 декабря 2018        13         Комментарии к записи Жил ли Прометей? отключены

Жил ли Прометей?

Жил ли Прометей?

Мы сегодня с интересом погружаемся в глубины прошлого, ведь его изучение помогает нам познавать настоящее, помогает заглядывать в будущее, лучше узнавать самих себя. Помните, у Анны Ахматовой есть такие строки: «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет…»

Люди ищут следы давно исчезнувших времен в мифах, легендах и сказках. У северных народностей, например, до сих пор, существует сказание, как люди охотились на «великую черную лось». Таинственная «лось» обладала двумя огромными клыками, а вместо носа у нее была «длинная рука». Нетрудно догадаться, что это «чудище хоботистое» напоминало слона. Но ведь на севере слоны не водятся, откуда же возникло сказание? Очевидно, оно сложилось в то бесконечно далекое время, когда на нашей планете обитали мамонты.

В сказках сохраняются следы жизни и быта людей, так же как на камнях отпечатки древних растений, надо только уметь прочесть эти следы, чтобы не оказаться в плену у заблуждений. Кто не знает у братьев Гримм сказку о Гензеле и Гретель? Они набрели в лесу на пряничную избушку. Хозяйка ее, ведьма, заманивала к себе детей. Она схватила костлявой рукой Гензеля и заперла в хлеве, а Гретель заставила развести огонь в печи.

«Лезь в печь, — молвила ведьма, — погляди, как она натоплена».

Однако Гретель поняла, что замыслила старуха, и ответила: «Но я не знаю, как в нее влезть». — «Вот глупая гусыня!» — воскликнула старуха, открыла дверцу в печи и просунула туда голову. Гретель толкнула ведьму в печь и заперла ее на задвижку.

В ФРГ была опубликована книга «Правда о Гензеле и Гретель» с архивными документами, протоколами и фотографиями. Оказывается, между Вюрцбургом и Аспаференбургом при раскопках фундамента старинного дома обнаружили обгоревший скелет. Профессор Вермелен, директор Института антропологии Лейденского университета, и сыщик Георг Оссег установили, что это останки Катарины Шрадерлин. Она родилась в 1618 году и прославилась тем, что изготовляла необычайно вкусные медовые пряники. Покупатели называли домик Шрадерлин «пряничным». Завистливый кондитер Ганс Метцлер. мечтавший узнать рецепт изготовления этих пряников, обвинил Катарину в том, что она колдунья. Ее арестовали, но обвинение в колдовстве не подтвердилось. После этого Катарина поселилась в домике на опушке леса. Его стали называть «ведьмин дом», а избушку, где Катарина пекла пряники,— «пряничным домиком». Метцлер со своей сестрой Гретель бросили Катарину в ее большую печь, где полыхал огонь. Сыщику удалось найти в фундаменте «пряничного домика» рецепт изготовления медовых пряников и их кусочки трехсотлетней давности.

Остается добавить, что только в конце книги читатель начинает догадываться, что его мистифицируют. Это пародия на «сенсационные исследования» мифов и сказок, в которых они выдаются за реальную действительность. Например, в оперение птиц попадают фосфоресцирующие бактерии. Авторы подобных сочинений утверждают, что в руках Иванушки-дурачка, сумевшего вырвать перо из хвоста Жар-птицы, оказался фосфор, который и светился. Но ведь это эпизод из сказки, а не реальный факт.

Другой пример. В индийском эпосе «Махабхарата» упоминается полет жреца-брахмана на гигантской птице Гаруде, из тела которой исходил огонь. Из мифа делается вывод, что брахманы обладали еще в глубокой древности реактивными двигателями. Но солнечная птица Гаруда, так же как наша Жар-птица, является олицетворением небесного огня. Она была таким же реактивным самолетом, как бочка, в которой плавал князь Гвидон, подводной лодкой!

В Древней Греции, когда начала угасать вера в истинность мифов, их стали истолковывать как аллегории. Например, превращение спутников Одиссея в свиней понимали так, что они превратились в обжор и пьяниц, превращение Ниобы в камень объясняли ее заболеванием столбняком.

Особенно большое распространение получило эвгемерическое истолкование мифов. Эвгемер (300—260 годы до нашей эры) из сицилийского города Мессины видел в мифах воспоминания о реальных событиях и деятелях. Он написал «Священную хронику», в которой рассказывал, что однажды, плавая у берегов Индии, пристал к острову Панхея, на котором стоял великолепный храм Зевса из белого мрамора. Из надписи на золотой колонне Эвгемер узнал, что Зевс был царем, обожествленным после смерти.

Следуя таким толкованиям, можно предположить, что и полет Дедала и Икара имел место в действительности. Они летели на воздушном корабле, парус которого приняли за крылья. Миф о титане Прометее толковали как предание о реальном человеке громадного роста, жизнь и подвиги которого расцвечены народной фантазией. Считали, что за образом Прометея скрывается египетский или скифский царь или даже древний астроном.

В наши дни хорошо известен роман выдающегося венгерского писателя Лайоша Мештерхази «Загадка Прометея». Авторская версия такова: Прометей был освобожден Гераклом в 1218 году до нашей эры и стал кузнецом.

Люди могут воображать, утверждал Маркс, что любое их фантастическое представление реально. В этом смысле языческие и христианские боги существовали.

По Мештерхази Прометей существовал в фантазии древних греков, так же как живет в воображении христиан мать Иисуса Христа. В 1957 весной Мештерхази прилетел в Польшу в город Краков, как раз в тот день, когда там «являлась» пресвятая богородица. Он видел пятнадцать тысяч мужчин и женщин, веривших в явление царицы небесной. Люди стояли посреди одной из краковских площадей, держа в руках свечи, и пели священные псалмы до полуночи. Писатель обращался ко многим с вопросом, смогли ли они узреть пресвятую деву. Ему отвечали, что самим не удалось, но вот одна старушка видела небесную гостью в плаще голубого цвета. Площадь вмещала тогда пятнадцать тысяч человек, однако из всей толпы чуда не наблюдал ни кто. Однако все были уверены: одной старушке довелось видеть. Но какая это старушка не знал ни кто.

Мештерхази с детских лет интересовали вопросы: почему древние греки не наделили бессмертием своего самого лучшего, единственного доброго бога? Отчего не лепили его статуй, не обращались к нему с молитвами, не назвали именем титана ни одну звезду? Во многих языках, используемых сотнями миллионов людей, понедельник — это день Дианы, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, а дня, названного в честь Прометея, нет.

Древнегреческий драматург Менандр сообщает, что Прометею никогда не приносили жертв, в честь его не было никаких обрядов, кроме спортивного бега с факелами. Еще Лукиан удивлялся тому, что везде можно видеть храмы богов, а храма Прометея нет нигде. Это объясняется тем, что Прометей не был божеством огня. Нелепо, чтобы бог огня похищал огонь с Олимпа и был за это наказан. Прометей пришел из сказки, а не из религиозного мифа. Его образ возник еще тогда, когда люди не поклонялись богам.