Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        08 октября 2012        59         0

Значение свиней для папуасов

папуасы Новой ГвинеиНумизматам известны кожаные банкноты и монеты — брикеты чая. Когда-то и где-то они имели хождение, но теперь их можно скорее отнести к разряду курьезов. Существуют и имеют хождение раковинные деньги: связки каури, разноцветные плоские кружочки с меланезийского острова Ауки. Высятся на острове Яп на краю полей гигантские каменные диски…

Все эти деньги сосуществуют в Меланезии, Микронезии, на Новой Гвинее наряду с самыми обычными монетами и банкнотами. Но функции их разделены: европейскими деньгами платят за чужеземные вещи, а традиционными — за то, что ценилось задолго до того, как первый белый ступил на острова. В горных, труднодоступных районах Новой Гвинеи в ходу по-прежнему исконная валюта этих мест: свиньи — единственное домашнее животное папуасов. Значение свиней здесь велико. Вырастить из поросенка взрослую, упитанную свинью — дело нелегкое. А потому папуасы едят мясо далеко не каждую неделю — разве что повезет на охоте.

Чем больше у человека свиней, тем он богаче. Можно заработать на плантации деньги, явиться в родную деревню в ботинках, с транзистором. Все равно без свиней человек нищий.

Ведь что купишь на «мони-билонплес-Сидни» (деньги белых)? Ну джинсы, ну солнечные очки, длинный нож куп-куп да железный заступ. Но ни земли, ни жены на них не приобретешь. За такие ценности надлежит платить свиньями с завивающимися клыками.

С этой целью у поросенка выбивают верхние зубы, и нижние клыки начинают расти и загибаться. Из них можно сделать потом превосходные украшения, но, пока нужные клыки вырастут, надо ждать несколько лет. Чем старше свинья, тем она дороже. Правда, поросенка можно купить на деньги белых, чтобы потом уже расплачиваться за все то, без чего нельзя стать уважаемым человеком в горной деревушке.

Впрочем, одно только наличие поля, дома и жены не делает человека уважаемым. Нужно еще угостить всю деревню мясом.

Поэтому, обзаведшись хозяйством, молодой человек начинает разводить небольшое — голов в пять — стадо свиней. Года через два, когда свиньи подрастут, всю деревню приглашают на пир. Люди принесут с собой бататы, ароматические травы, рис. День и ночь будет длиться праздник, пока не покончат со всей едой.

И вспоминать об этом будут до тех пор, пока не придет черед нового праздника.

Зато устроителя отныне будут называть «фелла-билон-дигри» — «человек со степенью». Естественно, что не имеется в виду докторская или какая другая ученая степень; просто так называют на Новой Гвинее уважаемых людей.

Но степень эту нужно время от времени подтверждать, и ни за какие европейские деньги ее не купить.

Нужно снова с терпением и тщанием выращивать очередных пять свиней.

К новому пиру…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *