Врачевание и погребение        23 октября 2016        69         0

Знахарь в первобытной орде

znaharИсследуя методы и средства лечения больных в первобытную пopy, мы должны признаться, что многие из них еще и теперь применяются во врачебном деле. Сравнительно высокое развитие первобытной лечебной практики не должно нам представляться невероятным, если мы примем в соображение поразительно высокое состояние врачебного искусства у диких народов современности, а также тот факт, что наука «лекарственников», «врачевателей», могла отлично развиваться эмпирическим путем и без больших технических приспособлений. Этот взгляд подтверждается тем, что мы видим, как элементы врачебного дела встречаются вновь в культе позднейших времен, хоть обыкновенно и в ослабленной форме и проникают в этот культ подобно закваске. Здесь приведем только короткий перечень наиболее важного.

Употреблению воды для купанья я мытья соответствует употребление воды в позднейшем культе (крещение, омовение рук в знак невинности и. т. д.). Приготовление волшебного лекарства представляет важную статью в деле подготовки к жреческому званию. Даже на войне зелье должно помогать одерживать победу. Доктора диких народов далее применяют втирания имеющих волшебную силу веществ. Следует указать также помазание елеем (помазание царей), далее «извлечение болезни» именно посторонних тел, которые попадают в мясистые части (шипы, острые камешки и т. п.). далее следует упомянуть также о растирании (массаже) и одувании (вдыхании «духа жизни»). Целый ряд более или менее элементарных явлений примыкает к лечебному средству вскрытия вен.

Для кровопускания выбирают части тела, для которых подобный прием не опасен: уши, щеки, руки, груди ли половые части, (татуирование, обрезание и т. д.), также и воздержание от яств рассматривается, как мера гигиенического значения или выдается за таковую (пост, запрещение пищи, табу). Полный перечень всех первобытных методов пользования больных приводить здесь не приходится. Тут на первых порах следует только указать на факт, что знахарство является исходным пунктом жреческой деятельности. В этой узкой сфере лечения больных разнилось представлении о продолжающей жить после смерти тела душе, представление, которое для жрецов и старейших служило шапкой невидимкой для их тайного орудования и с помощью которого они мало помалу завоевали и захватили все области социальной жизни.

Фактические результаты, в особенности вначале, были значительно ниже того престижа, которым пользовались первобытные врачи, ниже того доверия, которое к ним питали, и ниже того уровня требований, которые им ставились. Плодом этого несоответствия было то, что отставание общественного положения, которое они раз заняли, составило главную заботу этих господ. Они часто исполняли только формальности, внешности, действие которых было рассчитано не столько на больное тело, сколько на состояние духа пациента (или соответственно его платящих родных). Известные средства, манипуляции, практические приемы лечения переходили по наследству внутри орды от рода к роду, причем их значение не совсем правильно понималось, и они обратились а окаменелые обычные приемы, которые просто по традиции применялись при каждом пользовании больного и в действие которых в конце концов начинал верить и сам врачеватель.

Тот факт, что излечение от болезни и поныне зависит от массы случайностей, приводит и теперь к тому, что иной ни за что, ни про что получает славу доктора-чародея. А в первобытную эпоху нечего об этом и говорить! Тот, кто из тогдашних докторов, этих носителей первобытной науки, искусства, и традиций умел при взаимном соревновании лучше других поддержать свой престиж великого искусника по части врачевания, тот оставался победителем. Но так как он чаще являлся врачом души, нежели тела, то он должен был уметь вырабатывать приемы, при помощи которых он мог бы маскировать низкое состояние врачебного искусства и врачебной науки; ибо его бессилие не могло не сознаваться им слишком часто. Если ему удавалось приобрести доверие в кругу клиентов, то он мог поддерживать свой престиж, как искусного врачевателя и его фактическое знание и умение шло на помощь его удачливости. Даже и в позднейшее время, когда всякий успех и неуспех в лечебной практике приписывался вмешательству призываемого на помощь духа, доктор-колдун считал необходимыми средства обмана, самого грубого рода, в том числе и средства запугивания и т. п. Но основным обманом было существование того самого «духа», или вернее сказать, это была целая система обмана; то была идеология первобытного коммунизма, питаемая всей совокупностью первобытных условий; это средство «старейших» избавиться от контроля более молодого поколения, необходимое тогда в борьбе за существование среди жалких условий бытия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *