Установление феодального строя в халифате
Арабы в завоёванных странах у местного населения перенимали его занятия, смешивались с ним. Они охотнее теперь и чаще, чем в былые времена, занимались ремеслом и земледелием. На них произвела сильное влияние высокая культура стран, которые покорили.
Знать арабов захватила большие земельные владения. Задолго до арабского завоевания византийские, иранские, испанские, североафриканские феодалы крепостных крестьян эксплуатировали. Арабская знать такой порядок сочла весьма для себя удобным и старалась поддерживать его, сохраняя крепостнические отношения. Феодалы повсеместно переходили в ислам, смешивались постепенно с арабской знатью.
Крестьяне должны были по-прежнему платить своим старым и новым господам, местным и арабским феодалам, большой денежный оброк, выполнять тяжёлую барщину. За пользование оросительными каналами они около половины урожая отдавали в казну халифов. Многих крестьян заставляли носить на шее свинцовые бирки с указанием их места жительства, чтобы они не могли покинуть своих господ. Особенно тяжело приходилось тем, кто не хотел переходить в новую веру.
В странах халифата возникли два класса. Знать, богатые землевладельцы, мусульманские священники и чиновники составляли класс феодалов. Трудившиеся на них крестьяне и ремесленники были зависимыми людьми. В халифате установился феодальный строй.
Народные восстания и распад халифата
В состав халифата входили народы, говорившие на различных языках, имевшие свои обычаи и культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.
Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии, которым руководил Муканна. Он был бедняком, в молодости занимался стиркой белья. Поднял восстание против арабов, но схвачен был и водворен в тюрьму. Однако ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено.
Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.
Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.
Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.
Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.
Культура стран халифата
Арабы по своему культурному уровню стояли ниже, чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных, — говорили арабы, — столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея. Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.
Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».
Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.
Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.
Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в языки европейские из арабского и других языков халифата перешло много различных слов.
От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы европейцев научили изготовлять духи, сахар и конфеты.
Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания в то время являлась как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.
Внутренний вид мечети в Кордове.
Строили эту мечеть около 200 лет, с VIII до X века. Войдя в неё, словно попадаешь в лес колонн из разноцветного мрамора. Их было 1400 (сейчас сохранилось около 900). Колонны эти невысоки, выглядят хрупкими и изящными, лишены пьедесталов — будто растут из земли. А на колонны опираются выгнутые подковой лёгкие арки. Колонны и арки как бы напоминали верующим шатёр, в котором когда-то жил Мухаммед. Потолок и стены были украшены золотым орнаментом, фресками и мозаичными узорами из цветных кристаллов.
В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.
Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.