В цикле наук археология занимает определенное место между антропологией и этнологией: на основе первой, как науки о человеке вообще, она возникает; для основы второй, как науки о творениях живущих поколений, служит естественным фундаментом. Отношение археологии к антропологии можно сравнивать с отношениями геологии к астрономии и палеонтологии к биологии, а отношение археологии к этнологии — с отношениями палеонтологии к зоофитологии и геологии к географии. Археология, палеонтология и геология одинаково учат о явлениях, отживших свое время, а этнология, зоофитология и география одинаково учат о соответствующих явлениях, продолжающих жить.
Археологию иногда делят на первобытную (доисторическую) и историческую. Предметом изучения первобытной археологии являются древнейшие памятники до появления о них исторических известий, в форме писанных документов и преданий.
Историческая археология, служа прямым продолжением первобытной, имеет предметом исследования памятники современные историческим известиям и документам.
Первобытная археология представляет новую науку, еще далеко не закончившую процесса своего формирования. Ее имя в России впервые было установлено на I Археологическом Съезде в 1869 году. Время, обнимаемое первобытной археологией, начинается первым появлением произведений рук человека, а кончается — появлением исторических письменных документов и известий. Древнейшие письменные документы и известия в настоящее время открыты в Египте и Месопотамии, где они одинаково могут быть отнесены к V тысячелетию до Р. Хр. Это время отмечается также появлением в общечеловеческой культуре первых металлических, именно медных, орудий. Поэтому время первобытной археологии, при современном знании, должно совпадать с каменным периодом индустриальной эры общечеловеческого развития.
Время исторической археологии устанавливается более точно: оно начинается с V тысячелетия до Р. Хр. и кончается недалеко от наших дней; так, памятники XVIII века по Р. Хр. являются уже несомненными объектами исторической археологии. Таким образом, время исторической археологии почти точно совпадает с металлическим периодом индустриальной эры общечеловеческого развития.
Благодаря все более и более усиливающемуся культурному росту народов исторического времени, изучение археологических памятников этого времени ведется при помощи разнообразных, иногда совершенно оригинальных методов и приемов, при чем многие отделы памятников обособляются и служат предметами частных археологических наук, каковы: нумизматика, сфрагистика, палеография и друг. В среду их входит и обширный отдел бытовой археологии, являющийся прямым и непрерывным продолжением отдела первобытной археологии.
Ведению бытовой археологии подлежат памятники домашнего и общественного быта, преимущественно касающиеся жилищ, одежд, пищи, ремесел, художеств, промыслов, а также разного рода бытовых и религиозных обрядов. Роль бытовой археологии становится тем полнее и самостоятельнее, чем ниже и первобытнее изучаемая культура, и тем уже и зависимее, чем выше и развитее эта культура. В первом случае бытовая археология, по полноте обслуживания предмета, совершенно сближается с первобытной, с каковой она обыкновенно и смешивается; во втором случае она начинает обслуживать не целое, а часть объема исторической археологии. Чтобы нагляднее представить отношение первобытной археологии к исторической и ее дисциплинам, в особенности бытовой археологии, прилагаем следующую диаграмму: