В эпоху научно-технической революции и крупнейших социальных преобразований архитектура Средней Азии развивается в неслыханных доселе масштабах; как общественное явление, она развивается по спирали, зачастую возвращаясь к прошлому, но в новом качестве, отвечающем социальным запросам общества.
Особенно острой и актуальной для творчества зодчих является проблема архитектурной композиции, и в этом свете вполне закономерен ретроспективный взгляд, обогащающий зодчего информацией об опыте прошлых эпох.
До недавнего времени историческая наука отрицала существование архитектурной науки в Средней Азии (поскольку здесь не было ни Витрувия, ни Альберти) и даже наличие специальных знаний у зодчих этого региона.
Исследования проблемы «Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX—XV вв.» позволили доказать на конкретных фактах несправедливость такого утверждения.
Рассматривались некоторые вопросы науки (математика), философские и эстетические воззрения этого времени, место архитектуры в классификации наук Среднего и Ближнего Востока, освещались тексты «трактатов для зодчих», написанные учеными-энциклопедистами, были проанализированы пропорции частей и целого произведений зодчества, рабочие методы построения архитектурной формы, конструктивная сущность и тектонический строй сооружений. Комплексный метод исследований, выполненный на стыке истории науки и теории архитектуры Средней Азии эпохи восточного Ренессанса, вызвал интерес ученых в России и за рубежом.
Много уделено внимания архитектуре мавзолея Тюрабек-ханум в Куня-Ургенче (Хорезм), поскольку она характеризует переломный этан в направленности архитектуры после монгольской катастрофы (XIII в.).
Тема «Арочно-сводчатые кривые в архитектуре Средней Азии IX—XV вв.» дополнена исследованием геометрического построения форм котла Тимура (1399 г.) из комплекса Ходжа Ахмада Ясеви в г. Туркестане — уникального произведения бронзового художественного литья, при составлении формы для которого мастера пользовались отрезками кривых эллипса.
Античные цивилизации и Востока и Запада породили доктрину гармонии во Вселенной. Гармония Космоса рассматривается древними как основополагающая и в деятельности человеческого общества, что нашло отражение в творчестве зодчих, привело к гармонизации целого и частей архитектурного организма.
Астрономия, возникшая из необходимости исчисления времени, становится достоянием астральных культов. Служители храмов пользуются астрономическими наблюдениями не только для составления календарей, предсказаний по звездам важных явлений природы и событий в жизни людей, но и для ориентации культовых сооружений на восходы Солнца и Луны в дни равноденствий и солнцестояний. Выбор той или иной ориентации храма был связан с верованиями и хозяйственным укладом жизни общества.
В объемно-пространственной архитектурной композиции отразилась идея контакта молящихся с небесными божествами путем раскрытия интерьера храмов к небу (подобно Пантеону в Риме) или устройством замкнутых дворовых пространств.