Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Архитектурные пропорции древности

На развитие и становление культовой архитектуры Эллады оказали влияние древнегреческие мифы, посвящения храмов и алтарей богам-небожителям. Для непосредственного общения с богами вырабатывается особый тип храма — гипетра, у которого целла была раскрыта к небу, не имела крыши, о чем сообщает Витрувий. Тот же автор утверждает, что алтари должны быть обращены на Восток, чтобы те, кто молятся и приносят жертву, могли совершать богослужение, к божеству поднимая взоры.

Нами установлено, что некоторые храмы и алтари ориентированы на восход Солнца в день летнего солнцестояния, что находит аргументированное объяснение, если вспомнить миф о рождении близнецов Аполлона и Артемиды, чьим отцом был Зевс, а матерью — Латона (Лета). В ранний период возникновения древнегреческой религии Аполлон выступает как божество, связанное с культом производительных сил земли, сестра его Артемида — покровительницей животноводства и охоты. В дальнейшем Аполлон — это солнечное божество, а Артемида — богиня Луны. День рождения их древние греки отмечали большим праздником в июне. Вероятно, это был день летнего солнцестояния, что и нашло отражение в ориентации некоторых храмов.

Архитектура древней Греции явилась отражением идеи гармонии, присущей древнегреческой философии, объявившей пропорции основой мирового строя. Согласно учению Пифагора о Вселенной, Космосу присуща гармония. Вселенная существует благодаря гармонической системе. При этом Пифагор считал, что сущностью всех вещей является и это относится и к Космосу.

Под влиянием пифагорейской философии, провозгласившей, что «все упорядочивается и познается благодаря силе чисел», возникают «Каноны» Поликлета в скульптуре (V. в. до н. э.), развивается Гипподамова прямоугольная система в планировке городов и формулируется положение, что прекрасное целое не является простой суммой прекрасных частей, а требует соответствия и соподчинения с целью создания художественного единства. Чем же следует руководствоваться зодчему, чтобы гармонично сочетать части с целым? На этот вопрос Платон отвечает: «Невозможно, чтобы две вещи объединялись красивым видом без третьего. Так как между ними должна возникнуть связь, которая их объединит». Это может объединить пропорция,

а/b=b/c

в которой b — средняя пропорциональная величина, без которой невозможно создание гармоничной композиции. Деление отрезка в среднем и крайнем отношении, так называемое «золотое сечение», в этой пропорции являющееся частным случаем, дало основание теоретикам архитектуры искать в соразмерностях храмов именно эти отношения

Во времена Платона в области греческой математики было сделано открытие иррациональности квадратного корня из двух, что «нанесло такой удар пифагорейской философии, — как справедливо утверждает И. Н. Веселовский, — от которого последняя уже не могла оправиться.

Оказалась неверной ее исходная идея — математический атомизм,— и пифагорейская школа со второй половины V в. начинает быстро вырождаться, обращаясь к той математической мистике, которая характерна для пифагорейцев эпохи Платона, много воспринявшего от идеалистической философии пифагореизма.

Учение Аристотеля отражает ту систему мышления, которая объявила гармонию основой мироздания — Космоса. Ею он объясняет и устройство человеческого общества. По Аристотелю, пропорции господствуют в распределении общественных благ между людьми (социальными слоями), которое должно быть справедливым.

По Аристотелю, «справедливое есть равное», «но равное двояко, одно количественно равное, а другое качественно. Под первым я разумею то, что тождественно и равно по числу и массе, а под вторым — то, что равно по пропорции… Люди, соглашаясь в том, что абсолютно равное есть справедливое, расходятся между собой во взглядах на равенство… В одних случаях должно поступать на основании арифметического равенства, а в других — на основании равенства по достоинству». Так, «Ликург из Спарты изгнал арифметическую пропорцию, как плебейскую и демократическую, и ввел там геометрическую пропорцию, как созвучную олигархии» — слова, характеризующие вторжение математики в политику.

Гармония, равновесие и пропорциональность в природе и искусстве, возведенные в принцип жизни и деятельности человека, — такова философская концепция Аристотеля. О чем бы ни говорил он — о строении Вселенной, человека, государства, о торговом обмене, произведениях искусства, музыке, поэтике и риторике, об архитектуре, всюду он видит единые законы гармонии, уравновешенности, пропорциональности — законы числа и меры, которыми человек руководствуется в повседневной жизни. Это касается в равной степени художника и государственного деятеля, создающих из разрозненных частей единое целое. Цельность, стройность и порядок, соразмерность и ограниченность объявляются Аристотелем существенной основой прекрасного.

Архитектура эллинизма — сложный сплав строительно-художественной культуры, научно-технических достижений Востока и Запада, освещенный лучами аристотелевской философии и александрийской научной традиции. В эту эпоху под влиянием митраизма, родиной которого была Персия, астральный культ приобретает новые качества и масштабы, расширяется круг объектов, ориентированных на астрономические «постоянные».

Архитектура древнего Рима — это взлет античной инженерной мысли, воплощение на практике механики Архимеда, о чем свидетельствуют книги Витрувия об архитектуре, написанные им на основании обобщения древнегреческого научного наследия и современной ему римской архитектурной практики. Автор утверждает, что «природа создала человека, соблюдая постоянные отношения отдельных частей его к целому; таким же образом и отдельные архитектурные части храма должны находиться в постоянном соразмерном отношении к целому».

Философская концепция Витрувия сводится к тому, что надобно учиться у природы, а соразмерность архитектурных пропорций «извлекать» из соразмерности гармонично развитого человеческого тела. Автор в своем труде уделяет внимание вопросам астрономии, в которых должны быть сведущими архитекторы, однако в своих рекомендациях по постройке городов ни слова не говорит об ориентации городов на астрономические «постоянные». Более того, здесь главное внимание уделяется созданию благоприятных условий жизни общества, учету особенностей климата, ветровому режиму, здоровому, чистому воздуху и пр.