Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Бушо идут по Мохачу

На узкие улочки Мохача, перекрывая шум большой толпы — слишком большой для маленького городка,- врывается треск, будто отбивают пулеметную дробь сотни детских барабанчиков. Потом появляются ряженые — «бушо».
Грубые, топором рубленные деревянные маски со свирепыми глазами, оскаленными зубами, бараньими или бычьими рогами. Вывернутые овчинные шубы накинуты на головы и плечи. В руках мечи, булавы и деревянные трещотки — это их треск предварял шествие. Ботала на поясах позванивают в такт движениям.

Раз в год, в последний день весеннего праздника «фаршонга» (а по-нашему масленицы), бродят ватаги бушо по улицам венгерского городка Мохача. Шутки, песни, обрывки мелодий. Тут же на улицах разыгрываются пантомимы. Слишком любопытные, но не очень увертливые зрители получают шлепок по лбу мешочком с сажей — бушо хоть на вид и неповоротливы в своих громоздких масках и шубах, но скоры на выдумку и ловки.

Такой маскарад в Венгрии бывает только у «шокацев» — потомков южных славян, живущих в районе Мохача. До наших дней сохранили они праздник, корни которого теряются в веках. В других районах страны маски другие: из меха и кожи. Нечто похожее на бушо можно найти в Австрии и Швейцарии. Но тоже не везде, а в отдельных местах. Похож и наряд и смысл самого действа: треском и звоном разбудить плодородие земли, прогнать зиму, холод, напугать болезни. В те далекие времена, когда зародился обычай, люди в это твердо верили.

Нынешние бушо о древних верованиях слышали только в городском музее на экскурсии.

Люди от души веселятся: фаршонг бывает ведь раз в году. Крутятся, щелкают трещотки, напоминая людям об их предках, которые веселились точно так же, когда приходила весна.