Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Церковь в средние века

Источники богатства и власти церкви

Церковь в средние века над людьми имела огромную власть. Народ был тёмным и невежественным. Солнечные затмения и землетрясения, частые неурожаи и массовые болезни — внушало им всё это суеверный ужас.

Ссылаясь на «священные книги», Церковь эти события объясняла так, как это ей было выгодно. Священники утверждали, что стихийные бедствия «ниспосланы людям богом» в наказание за их непослушание господам, власти.

Трудящиеся, изнывавшие под феодальным гнётом, хотели знать, всегда ли они будут мучиться. Церковь учила, что такой порядок якобы установлен богом, что простой народ должен подчиняться королям и феодалам. Она обещала покорным беднякам рай, а непокорным грозила адом. Христианская церковь использовала темноту и невежество народа для укрепления власти феодалов.

За церковной оградой люди могли найти приют во время войн и бедствий. Церковь использовала это, чтобы усилить своё влияние. В разных странах Европы люди говорили на разных языках, подчинялись различным королям и князьям, но во всех странах Западной Европы молились на одном, латинском языке одному богу. Церковь учила поэтому, что она выше самих королей. За поддержку, которую феодалы получали от церкви, они дарили ей обширные поместья с тысячами крепостных крестьян. Особенно большие владения захватили монастыри. Когда возникло христианство, в монахи шли люди, которые хотели избавиться от несправедливых порядков и вести простую и уединённую жизнь. Однако позднее монахи забыли о простоте и бедности. Монастырям стали принадлежать огромные земли; населявшие их крепостные крестьяне жестоко эксплуатировались.

Но не только трудом своих крепостных богатела церковь. Все трудящиеся должны были выплачивать ей десятину. Большой доход приносила церкви торговля «священными грамотами» — индульгенциями. Церковники внушали невежественным людям, что купившему индульгенцию бог простит все грехи. Римские папы составили даже специальный прейскурант — за какое преступление сколько надо платить, чтобы получить «отпущение грехов». Другим доходным для церкви делом была торговля «мощами святых». В церквах и монастырях продавались поддельные части тела различных «святых». При этом нередко оказывалось, что у одного и того же святого несколько носов, множество ушей, рук и ног.

Церковная знать — аббаты, епископы — мало чем отличалась от баронов и графов. Она жила в роскоши, пьянствовала, занималась войной, охотой и даже разбоем.

Разделение христианской церкви

Положение христианской церкви в Византии и на Западе было неодинаковым. В Византии глава церкви — константинопольский патриарх — подчинялся императору. На Западе же глава церкви — римский папа — с распадом Франкской империи стал независимым. Папы завладели богатейшими землями. В Италии образовалось особое папское государство с центром в Риме.

Папы стремились подчинить себе и константинопольских патриархов. Но византийское духовенство противилось этому. Тогда в 1054 году папские послы от имени папы римского предали проклятию константинопольского патриарха. А византийский патриарх в ответ проклял папских послов. С этого момента христианская церковь разделилась на католическую и православную. Сторонники каждой из этих церквей только свою веру считали настоящей и требовали себе первого места. Так возникли названия этих церквей: «католическая» означает «всеобщая»; «православная» — «истинная». Католическая церковь господствовала в странах Западной и Центральной Европы; православная церковь — в Византии и на Руси. Однако обе эти церкви в равной мере служили классу феодалов, обманывали и ныне пытаются обманывать народ.

Могущество пап римских

Как огромный спрут, распустила католическая церковь свои щупальца по всей Западной Европе. Менялись королевские династии, но власть пап римских сохранялась. Папы провозгласили себя наместниками бога на Земле, а королей и императоров — своими вассалами. «Как свой блеск получает луна от солнца, так свою власть получает и император от папы», — говорил один из пап.

Чтобы обосновать свои мнимые права на верховную власть в Европе, папы изготовили подложную грамоту — «Константинов дар». В ней говорилось, будто бы древнеримский император Константин даровал папе верховную власть над всеми западными странами. К таким подлогам папы прибегали не раз. А если какой-нибудь король не слушался, папа порой «отлучал его от церкви». Это означало, что король больше не признаётся католиком и вассалы могут ему больше не подчиняться. Местные феодалы, пользуясь разрешением папы, немедленно поднимали мятеж. «Отлучение от церкви» заставило даже гордого германского короля босым, в одежде кающегося грешника три дня стоять на снегу, вымаливая себе у папы прощение.

Нередко папы, чтобы добиться послушания со стороны непокорных королей, накладывали запрет на богослужение в их странах. Тогда все попы и монахи лишались права служить в церквах службу, крестить новорождённых, отпевать умерших. Для невежественных и тёмных людей того времени это было страшным бедствием; они не сомневались, что несоблюдение подобных обрядов грозит им адом в «загробной жизни». А местные феодалы снова пользовались случаем, чтобы восстать против короля. Так случилось в начале XIII века в Англии, когда король осмелился не подчиниться решению папы. Вскоре он должен был раскаяться в своём неповиновении. Опустившись на колени перед папским послом, он признал себя вассалом Рима и обязался ежегодно выплачивать папе крупную сумму денег.

Папы побаивались сильных королей и с такими правителями спорили неохотно. Но чем слабее в стране была власть короля, тем свободнее распоряжался там папа. Многие папы строили планы подчинить себе весь мир, всех людей превратить в католиков, править ими и собирать с них налоги в свою пользу.

Когда же трудящиеся восставали против своих господ, церковь тотчас приходила на выручку всем знатным и богатым людям.