Много лет назад рабочие расширяли водоем неподалеку от города Чонгояпе в засушливой долине Ламбекью на севере Перу и нашли на глубине примерно 3 м три полуистлевших скелета. У двоих похороненных не было украшений. Правда, на скелетах остались следы киновари, которой, вероятно, раскрашивали тела перед похоронами. Но третий усопший (позднее определили, что это скелет женщины) был обряжен с королевским великолепием. Женщина унесла с собой в могилу целый клад из золотых вещей, включая девятнадцать декоративных раковин улитки, шестьдесят шесть бусин, одиннадцать керамических бусин, покрытых драгоценным металлом, и головную повязку диаметром 18 см из тонкого золотого листа. Один из ее концов был надрезан: четыре полосы заканчивались головами ящериц. Две золотые подвески (одна, изображающая краба, другая — клыкастое чудовище, окруженное переплетенными змеями) и изящные золотые кольца лежали поодаль. Были найдены также золотые и серебряные булавки. Вероятно, они скрепляли плащ или волосы покойной.
Драгоценности прошли через многие руки, пока их не купил один из нью-йоркских музеев. О находке пошли разговоры. Археологи спешили увидеть коллекцию не только оттого, что она сохранилась в первозданной красоте, но и потому, что она круто меняла представления ученых об истории Северного Перу. До тех пор не было ни одного свидетельства, что эти земли захватывались кем-либо, кроме испанцев. Но керамические бутыли, найденные в захоронении, по стилю походили на сосуды из других земель Перу и свидетельствовали о том, что захоронение было сделано около 400 г. до н. э., когда культура, известная как Чавин, переживала свой расцвет.
Все еще неизвестная многим людям на земле культура Чавин входит в число цивилизаций, повлиявших на развитие человечества так же, как культура Шумер в Месопотамии, Ольмек в Центральной Америке или династия Хань в Китае. В наши дни Чавин знают в основном по впечатляющим культовым сооружениям. И хотя эти памятники уцелели и напоминают нам о том, что здесь когда-то жили люди, обладавшие многими талантами и способностями, чтобы их построить, очень долго о самих этих людях знали слишком мало.
Каменные предметы из захоронения: тарелка и жертвенная чаша для злакового пива, а также ложка для вдыхания галлюциногенного порошка — подразумевали, что женщина и двое ее соседей могли быть исполнителями каких-то религиозно-колдовских обрядов. Осталось неясным, какие верования требовали подобных церемоний, непонятно также, что символизировали драгоценности, обнаруженные в захоронении.
В городе Чонгояпе было слишком мало ключей к разгадке этих тайн. Чтобы узнать больше, исследователям потребовалось проехать около 500 км вглубь континента и начать поиски на восточных склонах величественных гор Кордильера Бланка в Андах. Там, в месте слияния рек Мосна и Гуачекса, лежали руины одного из главных древних культовых сооружений — Чавин де Гуантар, именем которого была названа древняя культура. Скромное и мало кому известное строение, возведенное, вероятно, в первой половине I тысячелетия до н. э., превратилось во впечатляющий храм с белыми гранитными стенами высотой около 15 м. Слава его вышла далеко за пределы близлежащих земель. К 500 г. до н. э. храм стал местом паломничества для пилигримов из самых отдаленных приморских земель и горных долин.
Притягательная сила храма Чавин де Гуантар во многом объясняется самой его архитектурой, внушающей благоговение, и монументальными скульптурными украшениями. Сначала храм состоял из трех огромных башен, стоящих на пьедестале из гигантских каменных блоков. Глядя на массивные стены, молящиеся созерцали барельефный фриз с изображением человекоподобных существ, пятнистых ягуаров, извивающихся змей и хищных птиц. Под фризом располагался ряд гигантских голов, высеченных из каменных блоков, весом полтонны каждый. Шипы позади голов легко входили в гнезда в каменной кладке, создавая иллюзию, будто скульптуры парят на высоте около 9 м над землей. Ягуары и экзотически наряженные человекоподобные существа украшали по верху вогнутую круглую площадку между башнями. С площадки на вершину храма вела белая гранитная лестница.
Со временем массивные строения Чавин де Гуантар показались малы, и строители вдвое увеличили размеры южной башни, пристроив террасы и выстроив глубокие прямоугольные дворики к юго-востоку от круглой площадки.
В глубокой долине на пересечении двух рек на восточном склоне горы Кордильера Бланка в Андах сохранились усеченные пирамидальные площадки храма Чавин де Гуантар. От него остались лишь руины. Участок внутри прямоугольника, представленный справа в виде схемы, изображает Старый храм, две части значительно более обширного Нового храма, а также расположение других основных строений. Во внутренних лабиринтах Старого храма находился большой каменный идол божества племени чавин, известного как Ланзон.
Портик из черных и белых колонн украшал южное крыло с фронтальной части. Храм стали называть Новым храмом. Его вершина была видна отовсюду во время самых людных праздников.
Паломникам, собиравшимся на главной площади Нового храма, было прекрасно видно ритуальную площадку. В новом варианте внешней лестницы не было: к вершине башни, кажущейся недосягаемой, вел лабиринт внутренних лестниц и переходов. Одетые в одежды из тонкого хлопка и шерсти, украшенные перьями, с золотыми украшениями в носу, в ушах и на голове, жрецы храма Чавин де Гуантар, вероятно, вызывали экстаз, когда, словно по волшебству, появлялись на вершине башни.
Ученые думают, что паломники, уходя из храма, уносили с собой ритуальные предметы, для продолжения молитвы дома. Такими предметами ритуала могли быть глиняные рельефные фигурки, расписанные ткани, чеканные диски из золота, фигурки, в виде животных, изготовленные в своеобразном стиле: небольшие копии должны были придавать страх, как и их огромные оригиналы. Такие ритуальные предметы часто находили на побережье Перу и в горах как археологи, так и грабители могил.
Одним из самых уважаемых ученых в Перу был археолог Жулио Тельо. Он заметил общность стиля подвески со сплетенными змеями из могилы женщины в Чонгояпе и змей, высеченных на стенах храма Чавин де Гуантар, который находится в 350 км к северо-западу от Чонгояпе. То, что золото из Чонгояпе повторяло символические и метафорические элементы предметов, найденных в других местах, говорило, по мнению Тельо и ученых более позднего времени, об эре новаторства и взаимопроникновения культур. Больше всего удивляли масштабы этого проникновения. Несмотря на казалось бы непреодолимые барьеры Анд, культура Чавин с 900 по 200 г. до н. э. распространилась по всему региону. Более тысячи лет спустя инки завоевывали бесплодные прибрежные пустыни, сверкающие своими вершинами Анды и джунгли, посылая туда армады беспощадных воинов. За распространением культуры Чавин не стояло подобных сил. Ее распространение, отметившее период, известный как Дальний горизонт, похоже, связано с совсем не агрессивной силой — силой веры.
Тысячи обнаруженных при раскопках предметов в стиле Чавин до сих пор остаются убедительным примером распространения культурных влияний. Глиняная посуда ритуального значения, сделанные руками талантливых мастеров безделушки и изящные ткани — все это стало средством духовного обмена. Красивые и полные духовного смысла предметы свидетельствовали о желании преодолеть границы земного.
Вобрав в себя то, что давно витало в атмосфере Анд, культура Чавин проявлялась по-разному. В сфере религии она создала понятия царства небесного и царства земного и связала золото и серебро с божественным началом. На житейском уровне она утверждала основой бытия совместный труд. Построенные в это время культовые каменные здания стали точкой отсчета для еще более грандиозных. Широко применяемые в сельском хозяйстве ирригационные системы, использование гуанако в качестве вьючных животных — все это было ново и распространялось и усовершенствовалось в последующие столетия. Тельо сравнивал культуру Чавин со стволом огромного дерева, а более поздние культуры Перу с его переплетенными ветвями.