Вы, наверно, догадались, что вслед за двигателем внутреннего сгорания, где работает расширяющийся от температуры газ, речь пойдет о газовых турбинах. И правда: если когда-то люди изобрели ветряное колесо, водяное и затем паровое — почему бы теперь не попробовать газовое?
Пробовали: еще лет пятьсот тому назад итальянский ученый Леонардо да Винчи описал в своей книге такое устройство: в дымоход помещали вертушку с лопастями, от вертушки при помощи колес и валиков вращение передавалось вниз, на вертел, на который насажен был окорок. К огню окорок поворачивался то одним боком, то другим и при этом коптился, поджаривался, не подгорая. А вертушку вращал тот же дым, поднимавшийся от огня по трубе.
Значит, газовая турбина известна давным-давно?
Это не совсем так: ведь мы знаем, что от замысла до его исполнения иной раз проходит не одна сотня лет. Вертушка в дымоходе — всего лишь далекий предок газовой турбины. Настоящие, сильные, быстрые газовые турбины люди научились делать совсем недавно. Раскаленные газы куда горячей водяного пара, и поэтому лопатки этих турбин должны изготовляться из особенно прочных, несгораемых материалов. Такие материалы раньше не умели получать, и теперь еще они дороги и недолговечны. Все же в небе уже летают гигантские турбореактивные самолеты, на железных дорогах проходят испытания газо-турбовозы, строятся газотурбинные автомобили для гонок.
Турбореактивный двигатель
А — турбина, Б — компрессор, В — камера сгорания, Г — форсунка
А когда мы научились получать материалы, не боящиеся жары в тысячу и больше градусов, газовые турбины нашли себе применение повсюду — и на земле, и на воде, и в воздухе, даже под землей: вместо того, чтобы тяжелым трудом добывать в шахтах каменный уголь и поднимать его на поверхность, инженеры решили прямо здесь, под землей, превращать уголь в газ, который заставляет вращаться газовые турбины. От этих турбин могут вращаться электрические генераторы и давать ток…