Еще великий древнегреческий философ Аристотель (384—322 годы до нашей эры) начал свою «Метафизику» со знаменитых слов: «Все люди от природы стремятся к знаниям». Так была впервые названа одна из важнейших потребностей человека, делающая его отличным от животных.
Знания человек получал, прежде всего, в труде, когда он накапливал годами опыт, обобщал наблюдения, анализировал причины и следствия в явлениях. Верные взоры на окружающий мир формировались благодаря изобретениям орудий труда, наблюдениям за повадками животных, открытия более эффективных приемов охоты, определения на съедобность и лечебную силу злаков и трав, появления земледелия и скотоводства. Эти знания, передававшиеся через поколения, называют рудиментарной, по сути зачаточной, наукой.
Обозреватели исторической культуры повествуют о том, что человек первобытности являлся физиком, добывая огонь, химиком приготавливая пищу, хирургом перевязывая раны, в знании своих гор и рек географом, математиком считая на пальцах. Некоторые понятия такие, как «время», «пространство», «скорость», «длина», «сила», в физику пришли из жизни людей древности.
Изобретение лука, пращи и бумеранга уже являлось началом механики. Издававшая звук натянутая тетива лука способствовала в создании струнных инструментов. Давно люди догадались, что по земле звук передается лучше, нежели по воздуху. Мы это видим, когда сказочные герои порою используют это открытие с целью подслушивания. Во время путешествий по берегам рек охотники запоминали их рельеф и рисовали на песке либо на коре деревьев карту маршрута. Майн Рид и Фенимор Купер писали о тонкой наблюдательности индейских следопытов. Именно наблюдательность помогла людям в их открытиях и изобретениях. Так, например, наблюдая за скорлупой яйца или ореха, плавающей по воде, человек изобрел лодку.
Пещерная живопись, изображения животных в рисунках и скульптуре, исполненные охотниками, свежевавшими добытых зверей, указывают на то, что человеку было известно о наличие у убитых животных внутренностей, сердца, костей. Древние знахари выяснили, что много растений имеют целебные свойства, и пользовались лекарствами «зеленой аптеки».
Австралийский знахарь употребляет около сорока разновидностей растений для лечебных целей, прикладывает к ранам целебные травы, натирает больного горячей золой, массажирует и совершает кровопускание. При укусе змеи прижигает рану или высасывает из нее кровь. Австралийцы умеют использовать «шины» при костных переломах, останавливать кровотечения с помощью паутины, золы. Ревматизм лечат паровыми ваннами. Для этого кладут мокрую глину на горячие камни. Лекари североафриканских племен умеют вскрывать черепа своих пациентов, избегая смертельных случаев. Нередко такие операции были вызваны стремлением изгнать злого духа, якобы причиняющего головную боль. У некоторых племен всем детям делается надрез на черепе на случай, если будет необходимо «изгнать беса».
Знания древних лекарей, полученные в результате опыта многих поколений, тонули в океане заблуждений. В знахарстве смешивались полезные приемы лечения с вредными суевериями.