Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Декоративные формы

Мы входим в особую область изобразительной деятельности человека, которую можно назвать декоративной. Под этой разновидностью изобразительной деятельности мы будем подразумевать приспособление изображений к имеющемуся полю изображения, или к имеющейся форме предмета с подчинением этой задаче пропорций и внешней формы реального сюжета. Сюда же входят все видоизменения тех же реальных форм и пропорций, произведенные в порядке ритмического их оформления в линейных или иных сочетаниях, и, наконец, в декоративные формы входит полностью и весь объем фактов, которые принято называть орнаментом. Все эти явления, кажущиеся на первый взгляд столь разнородными, по существу и по отдельным процессам их оформления, в действительности объединяются общими основаниями, в которых мы видим выражение потребности в ритмической организации зрительно воспринимаемых элементов и в эвритмии между предметом и связываемым с ним изображением.

Говоря здесь о декоративных моментах в изобразительной деятельности человека, мы ни в какой мере не можем этим самым как бы устранять все значение соответствующей тематики в оценке современного человека. Другими словами, анализируя, например, какое-либо изображение и устанавливая все характеризующие его изобразительные черты, мы на этом исполним нашу исследовательскую работу, лишь в части, так как за доступной нам стороной, каковой является внешность, скрывается весьма много ценного и важного, уходящего, с одной стороны, в некоторые моменты реальные или «реалистически» толкуемые, а, с другой стороны, стоящие в причинной зависимости от некоторых искомых величин, какими являются, прежде всего, бытовые основы и религиозно-мифологические представления. Это же замечание мы оставляем в силе и для всякого рода древних изображений, даже воспринимаемых, как чисто реалистические. Так, живые сцены нападения хищников на стада животных мы можем рассматривать, как некоторое оформление, сложившееся, несомненно, из реально воспринятых фактов, но при этом нам следует допускать оценку у современного человека подобной темы, как выражение, напр., борьбы тотемических животных и прочее. И в так называемом декоративном искусстве мы имеем такой же, часто остающийся для нас скрытым, слой фактов, относящихся к тематической оценке изобразительной деятельности в соответствующей живой среде, оценке, вовсе не похожей на нашу современную, когда орнаментальные, например, формы воспринимаются уже в чисто декоративном значении, с утратой всякой их смысловой значимости.

В декоративной части изобразительной деятельности, в части элементов, входящих в этот круг, мы отмечали в некоторых примерах изображения реальных существ в разных ступенях их схематизаций и подчинения потребностям ритмической обработки образующих их абрисов.

К этому могут присоединиться или выступать совершенно обособленной группой элементы и несколько иного порядка. Здесь мы подразумеваем некоторые условные знаки или идеограммы, в большинстве случаев или имеющие весьма условную связь с какой-либо реальностью или такой связи, не имеющие вовсе, просто по невозможности графического ее воспроизведения. Если, например, эскимос изображает состояния бедствия фигуркой человека в известной позе, это есть условность, сложившаяся из реальных элементов, но когда мы видим ритмические ряды индейцев, выражающие совершенно отвлеченные понятия, то это уже факт иного порядка.