Индейцы Северной Америки очень высоко ценили перья орла, ворона и совы. Орла уважали за силу, ворона — за способность предчувствовать смерть, а сову боялись как вестника духов ночи. Но пышные головные уборы доставали только по случаю больших праздников, когда воины плясали вокруг костров. Тогда же, кстати, доставали и замшевые рубахи, расшитые иглами дикобраза и бисером, и брюки с бахромой, и погремушки гремучей змеи, нанизанные на тонкий ремешок. В обычное время индейцы прерий довольствовались набедренной повязкой или короткими кожаными штанами да втыкали в волосы одно-два пера.
Но и по праздникам полный парадный костюм имели право носить лишь взрослые мужчины-воины. Прадедовское убранство надевают теперь индейцы-апачи, когда раз в году собираются на свой племенной праздник. Они снимают обычные костюмы, обуваются в мокасины, старательно прилаживают праздничные перья. И преображаются. Стоит взглянуть на дикобразные узоры на рубашке каждого, и становится понятным, кто какого рода, что за тотем у этого рода и кто его прародитель.
Индейские мальчишки тоже переодеваются в передники, расшитые бисером: им еще не по чину костюм взрослого воина. Чтобы его заслужить, нужно многому научиться. И сегодня они будут старательно запоминать все движения боевых танцев своих дедов-прадедов.
Рядом — в киоске — продают праздничные индейские костюмы, только маленького размера. Но это для белых ребятишек, которые приехали с родителями посмотреть на индейский праздник, где всё-всё как в кино.
Для маленьких индейцев кино тут ни при чем: сегодня настоящий праздник, день их племени.
День, когда надевают праздничные перья…