В области монументального искусства наибольшего мастерства украинцы достигли в церковном строительстве. Византийские и армянские каменные храмы, перенесенные на украинскую территорию в уже сложившихся формах, пережили здесь своеобразную эволюцию и послужили прототипом для получивших здесь широкое распространение деревянных церквей. Новый материал — дерево — ставил перед украинцами новые конструктивные задачи, которые и были ими удачно разрешены. Деревянные церкви на Украине получили своеобразные архитектурные формы, конструктивно оправданные и стилистически обособленные.
Церковь в с. Монастырец
Типичная украинская деревянная церковь состоит из трех соприкасающихся срубов, расположенных в ряд с запада на восток, причем средний сруб и в плане и в высоту получил наибольшее развитие. Каждый сруб перекрыт самостоятельной главой. Таким образом, в плане церковь — трехчастная, а конструктивно — трехглавая. Невозможность создать из дерева круглый купол и стремление увеличить высоту церкви заставили на основные четырехугольные срубы ставить вторые уменьшенные, со срезанными (в форме восьмигранника) углами, отделяя один сруб от другого перекрытием. Иногда этот прием повторялся, и тогда в сложном и законченном виде украинская церковь приобретала формы соединения трех, поставленных в ряд, многоярусных сооружений, стройно подымающихся в виде башен. Многоярусность часто подчеркивается окружающим всю церковь по нижнему срубу особым навесом — «опасаннем». Во внутреннем устройстве украинскую церковь отличает отсутствие потолочного перекрытия и свободное развитие куполов вверх. Колокольня, квадратная в плане, тоже с ярусным перекрытием, в виде башни, воздвигается отдельно.
Этот основной тип церкви осложняется иногда прибавлением к нему с севера и юга дополнительных срубов с самостоятельными главами, превращаясь в пяти-частную церковь, с крестообразным расположением глав. Встречаются церкви с девятью главами. Изредка встречаются церкви упрощенного вида — с одним куполом. Но эти отклонения, отражающие на себе ряд сложных и интересных влияний, не могут умалить значение основного типа, который, встречаясь повсеместно на Украине, в различных частях ее, варьирует и в основных архитектурных формах и в деталях.
Для Подолии типична именно трехглавая церковь с высокими основными срубами и хорошо развитыми восьмигранниками на них. Во многих селах еще можно встретить старые деревянные церкви, очень гармоничные по формам, стройность которых подчеркивается вертикальной обшивкой досками, местами сохранившие еще перекрытие гонтой. Старые церкви, дошедшие до нас с конца XVII и начала XVIII ст. в строго законченных своеобразных формах, тем самым свидетельствуют о значительно более ранней выработке стиля.
В этих церквах имеется много прекрасных деталей — сложных дверных наличников, тонких резных иконостасов с колоннами, увитыми виноградными гроздьями, резных киотов и подсвечников, железных крестов на главах — изделий местных кузнецов. Высокие художественные достоинства этих лучших образцов народного творчества и сложность влияний, под которыми они создавались, требуют особого к ним внимания и вполне оправдывают тот усиленный интерес, который украинские деревянные церкви возбуждают у историков искусства и культуры.