Материальная культура и формы общения древнейших людей
Древнейшие люди появились в эпоху межледниковую, когда ледник, в начале четвертичного геологического периода покрывавший север Европы, Азии и Америки, отступил и установился климат гораздо более теплый, нежели в наше время. Европа тогда была покрыта тропическими лесами, здесь водились слоны и носороги.
Первые люди жили обычно на деревьях, лишь время от времени спускаясь на землю, где им угрожала смерть от хищных животных. У них не было ни жилища, как и не было одежды. Кроме примитивных дубин и необработанных камней, орудием им служило кремневое ручное рубило — массивное орудие миндалевидной формы, достигавшее 20 см длины и весом в 2 кг. С помощью другого камня оно было оббито с обеих сторон. Такое ручное рубило являлось орудием универсальным: оно служило для грубой обработки деревянных палок, для охоты на мелких животных, для защиты от диких зверей. Основным занятием было преимущественно собирательство готовых продуктов природы. Люди питались плодами, орехами, корнеплодами, ловили мелких животных.
Выделившись изначально из животного царства, в историю люди вступили еще в состоянии полу животном: дикие, беззащитные перед природными силами, не осознающие еще свою, собственную силу, они, как и животные были бедны, и производили больше их лишь ненамного. Первобытный человек совершенно полностью был напуган трудностью существования, бессилен в борьбе с природой.
И в таких условиях люди были вынуждены сообща работать, чтобы избежать голодную смерть и не стать добычей соседних обществ, либо хищных животных. Первобытные люди жили стадами; в этих стадах не существовало ни разделения труда, ни какого-либо расчленения общества, ни неравенства; не было ни брака, ни семьи, господствовал промискуитет, т. е. неупорядоченное половое общение. Если все члены стада рассматривались как «свои», то все, кто стоял вне стада, все «чужие», считались врагами.
Древнейшие памятники человеческой деятельности, относящиеся к нижнему палеолиту, обнаружились при раскопках в Армении на холме Сатани-дар.
В конце нижнего палеолита климат на земле подвергся значительным изменениям: период межледниковья кончился, и снова стал надвигаться ледник — приближалась пора третьего (максимального) оледенения; в Восточной Европе ледник спускался двумя колоссальными языками по Днепру и по Дону до Киева и Воронежа. В Европе появились хвойные леса и представители северной фауны — покрытые шерстью мамонт и сибирский носорог, — установились тундровые климатические условия. Животные тропических лесов либо вымерли, либо отступили на юг. В отличие от них люди смогли устоять перед наступлением холодов; они выдержали ухудшение климата только потому, что сумели найти новые средства для борьбы с природой.
Человек в то время, которое археологи называют средним палеолитом, научился пользоваться огнем. Возможно, что сперва люди научились пользоваться и научились хранить естественный огонь, а затем стали добывать огонь с помощью трения о кусок дерева деревянной палочки, в результате чего получались тонкие стружки, которые от трения нагревались и потом тлели. К ним подводили трут, изготовленный из волокон шерсти или растений, он возгорался, а затем огонек раздували в пламя. Трудность добывания огня заставляла первобытных людей поддерживать неугасимый огонь.
Использование огня имело огромное значение: огонь человеку давал защиту от диких животных и от холода, пищу есть позволял не в сыром, а в жареном виде. Добывание огня впервые человеку доставило превосходство над определенными силами природы и отделило тем самым окончательно от животного царства.
Люди в это время уже окончательно спускаются с деревьев на землю. Жилищем для них часто служат в это время пещеры, в которых они ищут спасения от холода и хищников. Изменилась и техника в обработке камня: люди в различных странах разными путями подходили к изготовлению более мелких и тонких орудий, нежели массивные рубила нижнего палеолита. Основными орудиями среднего палеолита были легкие остроконечники, пригодные для прокалывания и резания, и скребла, с их помощью можно было скоблить шкуры убитых животных.
Изменилась хозяйственная деятельность: основным занятием первобытных людей становится охота на крупных животных (оленей, быков, диких лошадей, а позднее — мамонтов). Эта охота могла осуществляться лишь коллективно и приводила к укреплению общности в первобытном стаде. Охотничьим оружием служили рогатины и копья, острия которых для большей твердости обжигались на огне, а также бола, представляющие собой ремни с прикрепленными на конце камнями; люди метали бола, стараясь запутать ремнями ноги бегущих животных.
Охота, связанная с «удачей», естественно, не могла быть единственным источником существования человека, и собирательство по-прежнему продолжало сохранять большую значимость.
Охота на крупных животных человеку давала мясную пищу, причем люди среднего палеолита могли уже есть мясо не сырым, а поджаренным на огне (впрочем, иногда они по-прежнему ели сырое мясо). Мясная пища подразумевает новый важнейший шаг в преобразовании человека, ибо в ней содержатся в виде почти готовом почти все вещества, которые нужны организму человека. Кроме того, из шкур животных люди научились приготовлять примитивную одежду, необходимую в условиях похолодания.
Тогда же изменялись и общественные отношения в человеческом стаде. Появилось первое разделение труда — разделение по поло-возрастному принципу. Мужчины становятся охотниками, тогда как женщины и дети занимаются собирательством.
Накопление производственного опыта приводило к развитию человеческого сознания и речи.
Мясная пища, накопление производственного опыта и развитие речи — все это изменяло и сам физиологический тип человека.
Человек среднего палеолита, так называемый неандерталец (от находки 1856 г. в Неандертале, близ Дюссельдорфа), представлял собой значительно более развитой тип, нежели найденные ранние виды ископаемых людей. Емкость черепа неандертальца (1400 куб. см) уже приближается к размерам черепа современного человека.
По многочисленным находкам целых скелетов неандертальцев ученые пытались восстановить их облик, который имел якобы обезьяньи, звериные черты.
Но все эти попытки были предположительными, так как ученые не могли в большей или меньшей степени точно восстановить мышцы лица и головы. Эту задачу с успехом разрешил русский ученый М. М. Герасимов, который является одновременно и скульптором.
Он установил закономерности, существующие между костным черепом и мягкими тканями лица, и проверил их на опыте: восстанавливал лица по черепам людей, портреты которых сохранились, не глядя на эти портреты, и всегда оказывалось, что реконструкция М. М. Герасимова имеет полное сходство с портретом. Герасимов восстановил таким путем лица синантропов и неандертальцев. В синантропе действительно было еще много обезьяньих черт, но неандертальцы имели уже вполне человеческий облик.
Особенностью его была посадка головы, которая была пропорционально больше современной и выдвинута вперед, так что получалась сутулая фигура, но черты лица были уже вполне человеческие, также и вся посадка фигуры и форма рук. Ноги его были обращены носками внутрь, как это и теперь имеет место у племен, занимающихся охотой; походка неандертальцев, вопреки утверждениям археологов, была вполне устойчивой.