Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Древние погребения в Египте

Заупокойный культ

Найденные древние погребения показывают, что жители Нильской долины хоронили своих покойников в ямах, выкопанных в песке пустыни, часто на границе пахотной земли, и обычно на западном берегу.

Трупы завертывали в шкуры, впоследствии зашивали в циновки, или в грубый холст, клали на левый бок в позе спокойно спящего человека со слегка согнутыми ногами, а около трупа устанавливали сосуды с водой, молоком, разнообразной пищей, клали оружие и украшения, потому что уже тогда существовало представление, что покойный продолжает жить в могиле, как в доме, и что он и после смерти нуждается во всем, что ему было потребно в жизни. В этих древнейших, «архаических», погребениях находят обычно пластины из шифера, различной формы: ромбы, изображения четвероногих животных, рыб и птиц, обыкновенно снабженные в верхней части небольшим отверстием для продевания шнура, так как эти «палетки» носились на шее. Человек этого отдаленного времени был еще в значительной мере охотником, — он гарпунил рыбу в реке, гонялся в пустыне за антилопами, бил страусов, или водяную дичь в густых зарослях камыша. Изображения животных, птиц и рыб были для него волшебными, магическими знаками, амулетами, которые предохраняли его с одной стороны от невзгод охотничьей жизни, а с другой может быть помогали ему найти нужную ему дичь. Около этих палеток часто находили в погребениях кожаные мешочки с порошком зеленого камня малахита. Полагают, что этот порошок замешивался с каким-нибудь жиром на палетках и этой зеленой мазью охотник подводил себе глаза, чтобы смягчить через-чур резкий блеск солнечного света в пустыне. Наконечники стрел и копий делались в это время еще из камня, изготовляли глиняную утварь еще без помощи гончарного станка, но уже умели ковать и чеканить золото и медь, и тянуть из этих металлов проволоку, отлично сверлить камень и приготовлять стеклянную массу, из которой они приготовляли поддельные драгоценные камни.

У египтянина этого отделенного времени (около 4-х тысяч лет до нашей эры), однако, настолько твердо сложилось представление, что и в могиле человек продолжает жить прежней жизнью, что он нуждается по-прежнему в пище и питье, что помимо положенных с ним утвари и припасов, время от времени, в дни праздников поминовения усопших, родственники покойного, обычно его сын и наследник, приходили к могиле с дарами, хлебом, молоком, вином. Чтобы жить, необходимо пить и есть, а для этого важно предохранить труп от разложения, потому что нельзя было, конечно, поручиться, что горячий песок пустыни, во всяком случае, высушит его, как это иногда случалось. Поэтому уже очень рано, еще вероятно при первых династиях, стали трупы бальзамировать, т. е. обрабатывать их смолами и солями таким образом, чтобы они больше не разлагались. Искусство мумификации, бальзамировки, достигло впоследствии высокой степени совершенства и некоторые мумии действительно вполне сохранили до нашего времени черты лица человека, жившего за 4-4,5 тысячи лет до нас.

Над могилой в глубочайшей древности насыпался просто песчаный холм. Для вождей племени, знатных и состоятельных лиц, холм этот делался особо высоким и, впоследствии, с изобретением формы прямоугольного кирпича, укреплялся кирпичной и каменной кладкой. Стены такого сооружения были слегка наклонными, ради большей устойчивости. Современные арабы прозвали их «мастаба», т. е. «скамья».

Древние погребения в Египте

Гробницы вельмож Древнего царства (мастаба).

Для царей мастабы строились особо высокими, наклонные стены их сходились вверху к одной точке и все сооружение принимало форму пирамиды. С восточной стороны мастабы обычно устраивалась небольшая ниша, или иногда наоборот, довольно поместительная зала, в которой ставился каменный жертвенник для заупокойных даров, приносимых родственниками, а в глубине устраивалось подобие двери, ведущей в то помещение, где стояла гробница покойного, где было его вечное обиталище. На фоне двери обычно стояла статуя покойного, с высеченными на ней именами и титулами покойного. При четвертой династии, когда неограниченная власть «доброго бога, сына Ра, царя Верхнего и Нижнего Египта» окончательно сложилась в той форме, как мы ее знаем во все времена в Египте, вельможи и чиновники почитали за особую честь быть погребенными поближе к царю. Фараоны, начиная еще при жизни оборудование своей усыпальницы с пирамидой над ней, дарили своим приближенным за особые заслуги места и целые гробницы около своей пирамиды, и как при жизни вельможи теснились у трона, располагаясь строго по ступеням рангов, так и после смерти они покоятся в мастабах, образующих правильные улицы вокруг огромных усыпальниц царей (пирамида Хеопса, царя IV дин., имеет 147 метров в вышину, а в ширину ее основание равняется 233 метрам).

Позже, при царях Среднего и Нового царства гробницы вельмож, а затем и парей стали высекать в скалах, потому что политический центр страны переместился из Мемфиса в Верхний Египет, столицей стали Фивы, город, расположенный уже не на обширной равнине, как это было с Мемфисом, а в сравнительно очень узкой долине, где не было больше места для таких грандиозных сооружений, как пирамиды. Но по-прежнему стены гробниц украшают росписями или рельефными (выпуклыми или врезанными) изображениями различных событий жизни, окружавшей покойного.

Древние погребения в Египте

Гробницы вельмож Среднего царства, выбитые в скалах. Бени-Хасан.