Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Другие виды орнаментирования в процессе ткачества

Описанные ранее методы являются наиболее употребительными, однако ими, разумеется, не ограничиваются способы нанесения такого орнамента. Так, по всей стране ткачи вырабатывают на сари, дхоти и лунги кайму в виде узкой или широкой полосы. Для дхоти или лунги это обычно одноцветная полоса (или две-три узкие полоски), для сари — широкая полоса (или одна-две широкие полосы, чередующиеся с несколькими узкими, причем на паллаве эти полосы, чередуясь, идут в глубину на 20-70 см от его края). Цветной узкой полосой по кайме часто украшают и купоны на тюрбаны, делая иногда широкий узор из полос на том конце купона, который в закрученном на голове тюрбане должен свисать или подниматься «петушиным гребнем».

Широко распространен тканый орнамент и в виде клеток одного цвета или разных цветов и оттенков. Клетчатые лунги носят преимущественно мусульмане. Те мусульманки, которые носят сари, тоже часто предпочитают узор в клетку, нанесенный по всему полю или по паллаву монохромного сари.

Часто к кайме и паллаву, имеющим узор из ровных полос, добавляется узор из треугольников, расположенных в один продольный ряд и обращенных верхним углом к полю изделия. Иногда к полосам таким же образом добавляют ряд узора из манго, веточек или небольших стилизованных деревьев (последний мотив используют главным образом ткачи-мусульмане, и носят такие изделия предпочтительно тоже мусульмане).

В деревнях «зарегистрированных племен» в штатах Центральной, Восточной и Северо-Восточной Индии единственным видом тканого орнамента являются полосы (иногда — клетки, создающиеся при пересечении полос на углах изделия). Цветными полосами, расположенными как вдоль, так и поперек изделия, здесь украшают женщины в процессе ткачества и свои короткие сари и лунги, надеваемые в виде юбки-запашки, и шали.

В горах крайнего северо-востока Индии мужчины многих народностей также носят украшенные полосами юбки-запашки, похожие на короткие лунги, но из более плотной ткани, и широкие шали. Пояса из ткани, которые в этих областях часто являются обязательным элементом и женской, и мужской одежды, тоже украшены цветными полосками по обоим концам.

Многие представители племен носят теперь ткани фабричной выработки — особенно те, кто живет неподалеку от городов. Но группы, живущие глубоко в лесах или горах, продолжают иногда носить листья вместо набедренных повязок или ткать грубые изделия из волокон дикорастущих трав или фибры некоторых деревьев. У ряда народностей мунда хлопок считается табуированным растением, поэтому они избегают пользоваться хлопчатобумажными тканями и также делают себе одежду из волокнистых трав, окрашивая их растительными или минеральными красителями и вырабатывая орнамент из полос.

Повсеместно в Индии орнамент в виде простых или узорных полос вырабатывается в технике, близкой к русской технике так называемого браного ткачества. Уточный эффект создается здесь за счет введения добавочного цветного утка, обычно из более толстой нити. Он вводится в ткань в соответствии с рисунком одновременно с процессом нанесения утка основного полотна и так плотно ложится между его нитями, что на готовом изделии выглядит вышивкой, нанесенной над этими нитями. Так, в частности, делают узор на шелковых сари из Южной Индии стиля «канчипурам».

В Индии не только применяют такой добавочный уток, но и добавляют цветные нити к основе — особенно при создании рисунка-клетки.

Орнамент, выработанный в технике добавочной нити, всегда выглядит рельефным. Когда же создаются нерельефные полосы или клетки — а это самый распространенный прием выработки каймы на тканях или тканых изделиях,- то просто чередуют цветную пряжу с основной пряжей вырабатываемого полотна.

Для нанесения узора на всю поверхность изделия или ткани применяется также техника гобелена с использованием разно-окрашенных нитей основы и утка. В такой технике вырабатываются чаще всего дверные и стенные завесы, и она распространена сравнительно узко.

Заслуженной известностью пользуются дверные и декоративные завесы, вырабатываемые в технике добавочного утка в штатах Бихар и Орисса. Здесь эти завесы ткут из плотной монохромной хлопчатобумажной пряжи и их нижнюю часть украшают широкой полосой узора. В Бихаре в таком узоре часто встречается изображение женщины, стоящей с поднятыми и согнутыми в локтях руками. Этот элемент прослеживается и в ряде других изделий, вырабатываемых в областях расселения народов — носителей индоарийских языков, что дает нам основание связывать его с индоевропейской прародиной предков арьев. В Ориссе в узор часто включаются изображения храмов либо наносится геометрический или растительный орнамент.