Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Единый календарь

С точки зрения всех христианских догматов прославленный Юлий Цезарь был закоренелым язычником. И, тем не менее, именно ему принадлежит заслуга создания календаря, по которому и ныне живет православная церковь. С календарем римляне начали воевать буквально с основания Рима. Легендарный Ромул считал, что в году 304 дня, разделенные на 10 месяцев. Со временем этот мифический календарь сменился более точным, который все же оставался короче солнечного больше на целых 10 суток. А так как все религиозные увеселения римляне приурочивали к определенным этапам сельскохозяйственных работ — жатве, сбору винограда и т. д., то получилась неимоверная путаница: праздники, зафиксированные в календаре, наступали раньше празднуемого события.

Для устранения этих расхождений римские жрецы понтифики решили в каждый второй год вставлять лишний месяц — марцедоний. Но жрецы не хотели связываться с богами, повесившими в небе согласно легенде двенадцать зодиакальных созвездий, дабы жители Земли не забывали, что в году может быть только 12 месяцев. И поэтому марцедоний понтифики вставляли раз в два года между 23 и 24 февраля.

Получалось, что, с одной стороны, месяц вроде бы и был, а с другой — как будто и не был. В конечном счете, календарный год оказался в среднем на сутки длиннее истинного! Кроме астрономической безграмотности, ибо астрономия как наука была в Риме не в чести, этот календарь отличался изощренной сложностью и нарочитой неточностью. Отважные, но суеверные римляне боялись четных чисел, и поэтому их календарь состоял из четырех месяцев по 31 дню, семи — по 29 и лишь один месяц, посвященный памяти умерших, февраль, имел 28 дней. Не может же, в самом деле, и месяц мертвых иметь счастливое число дней!

Конечно, разобраться в таком запутанном календаре простым смертным было не под силу, и бесконтрольные блюстители календаря самовольно решали, когда и какие делать вставки, какой месяц и какой праздник, когда объявлять, и т. д.

Для чего же нужна была жрецам такая путаница?

Хотя бы для того, чтобы самим устанавливать сроки уплаты всевозможных налогов, окончания года ведь удлиняя время властвования какого-нибудь выборного высокопоставленного лица, жрецы не оставались без обильных благодарственных подношений от него, и если кто-то им не угодил, то время его власти и сократить недолго.

«Римские полководцы побеждали всегда, но не знали никогда, в какой день это случается», — говорил Вольтер.

Победительный Юлий Цезарь с этим мириться не мог. Стремясь к централизации огромного Римского государства, Цезарь решил создать единый и четкий календарь. Диктатора мало смущали мифологические традиции — он хотел ввести календарь, в котором не смогли бы хозяйничать в своих интересах понтифики.

Не надеясь на местных звездочетов, Цезарь обратился за помощью к египетской астрономии. Великий александрийский астроном Созиген, призванный властителем Рима на «службу времени», принял за годичный цикл период в 365 дней и шесть часов. Чтобы эти шесть часов не сказались на времени начала года, решено было их «накапливать» до тех пор, пока они не вырастут до суток, то есть каждый четвертый год удлинять на 24 часа.

Так високосный год получил окончательную прописку в календаре, действительную и по настоящее время.

Продолжительность месяцев колебалась от 30 до 31 дня: Созиген убедил Цезаря, что несчастливое четное число бессильно перед его бесстрашием и мудростью. А февраль теперь имел счастливое число дней — 29. Но все-таки он по-прежнему оставался короче всех остальных месяцев — даже Цезарь не рискнул ослушаться до конца воли умерших. И, удлиняя високосный год, Созиген лишний день был вынужден втискивать, по аналогии с марцедонием, между 23 и 24 февраля. По новому календарю счет начался с 1 января 45 года до нашей эры. Календарь в честь Юлия Цезаря был назван юлианским. Для понтификов наступили черные дни.

Но вскоре Цезарь был убит, и обрадованные жрецы вновь запутали все дело. Вместо того чтобы прибавлять високосный день к каждому четвертому году, они или по незнанию, а скорее всего для того, чтобы возродить столь любезную их сердцу неразбериху, удлиняли каждый третий год. Преемник Цезаря император Август вновь исправил календарь. За это римский сенат постановил присвоить имя Августа восьмому месяцу, увеличив его с 30 до 31 дня. А день этот был взят из многострадального февраля. Этот-то календарь, созданный язычниками на основе своих, языческих, верований и сохранивший все языческие названия, и был со временем освящен христианской церковью.