Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Египетское ремесло

Ремесленное производство занимало видное место и экономике Египта. Египетское ремесло удовлетворяло как потребности страны, так и нужды империи в целом. Изделия египетского производства были хорошо известны за пределами страны и ценились за высокое качество и художественное исполнение. Сведения письменных источников подтверждаются археологическим материалом.

На первом месте стояло ткачество. В древности ткачество считалось египетским изобретением, а египтяне — первоклассными ткачами. После сельского хозяйства ткачество было самым распространенным занятием в Египте. Оно продолжало в основном оставаться в руках коптов и в первые века после арабского завоевания. Изделия египетского ткацкого производства не только шли на экспорт, но в значительных количествах поставлялись для армии и государственного аппарата. Наши представления о египетском ткачестве основаны на данных материальных памятников, прежде всего на анализе самих тканей, а также на сообщениях папирусов. В них мы встречаем огромное число упоминаний различного вида ткацких изделий, но преобладали льняные изделия; видное место занимали и изделия из шерсти и шелка, встречались также — правда, редко — и ткани из хлопка. Распространенным, особенно в монашеской среде, было и плетение циновок, корзин, веревок, канатов. Египетские ткани свидетельствуют не только о высоком ткацком и красильном мастерстве, но и о развитом художественном вкусе. Мастерство египетских ткачей оказало влияние на формирование и развитие ткацкого искусства арабского Египта.

Египет был основным производителем и экспортером папируса. Географический анонимный трактат «Большое описание народов и вселенной» (IV в.), рассказывая о столице Египта — Александрии, особенно подробно останавливается на ее монопольном обладании папирусом, предметом, без которого, по мнению автора трактата, человечество не может обойтись. Александрия, продолжает он, не только изготовляет папирус, но и щедро обеспечивает потребности всего мира в «этом полезном материале». Эти восторженные слова, являющиеся настоящим гимном египетскому папирусу, находят свое подтверждение в источниках. Папирус входил в число материалов, которые Египет должен был поставлять империи.

Свое значение центра производства папируса Египет сохранил в течение всего византийского времени и в первые века после арабского завоевания.

Большое место в экономике страны занимало и стекольное производство. В римское время египетское стекло во всем мире славилось, и оно было включено Аврелианом в список поставок Риму наряду с ткацкими изделиями и папирусом. Судя по археологическим данным, египетское стекло византийского времени было в основном предназначено для внутреннего потребления, а качество выработки ухудшилось по сравнению с техникой и мастерством римского времени; все же разнообразные стеклянные изделия византийского Египта продолжали служить предметом экспорта. Главным центром стекольного производства была по-прежнему Александрия, но имелись, по-видимому, мастерские и в некоторых других местностях.

Очень распространена была обработка металлов: железа, бронзы, свинца, золота, серебра и т. п. Из первых трех делались изделия для хозяйственных нужд. Предназначались они главным образом для внутреннего рынка. Высокохудожественные изделия из золота и серебра, производством которых славилась Александрия, изготовлялись и для экспорта, но, из встреченных на папирусах упоминаниях о большом количество золотых дел мастеров в самых различных частях страны, можно предположить, что имелся постоянный и значительный внутренний рынок для ювелирных изделий. Большого совершенства достигла обработка драгоценных и полудрагоценных камней, в особенности в Александрии. Наряду с предметами из чистого металла и настоящего камня продавались, однако, и подделки.

Большого искусства достигли египетские ремесленники и изготовлении благовоний, косметических средств, медикаментов. Главным центром производства была Александрия, куда привозилось импортируемое сырье и откуда удобно было вывозить готовую продукцию, но и в данном случае производство не ограничивалось одной Александрией. Керамика, очень широко представленная и характеризуемая большим разнообразием изделий, нередко расписных, была в основном предназначена для местного рынка, но шла и на экспорт. Остальные отрасли ремесленного производства имели в основном местное значение.

Данная нами краткая характеристика египетского ремесла показывает, что нет никаких оснований говорить о его упадке в византийское время. Оно сумело в большинстве случаев сохранить высокий уровень мастерства, его изделия продолжали находить сбыт за пределами страны, и оно вполне удовлетворяло потребности местного населения.

Чем же объяснить высокий уровень ремесленного производства? Прежде всего, наличием достаточной сырьевой базы. Почти все растительное и животное сырье — папирус, лен, шерсть, финиковая пальма, масличные и технические культуры, кожа и т. д. — имелось на месте. Имелось и сырье для стекольного, керамического, частично металлического, красильного, ювелирного, строительного дела, производства благовоний. Недостающее сырье ввозилось из других частей империи или из других стран. Удобное географическое положение Египта, облегчающее связь, как с Востоком, так и с Западом, а также наличие такой прекрасной внутренней водной артерии, проходящей через всю страну, как Нил, способствовали обеспечению ремесла хорошим и сравнительно недорогим сырьем.

Египетское ремесленное производство имело более или менее постоянный рынок сбыта продукции. Часть этой продукции, в первую очередь папирус, предметы роскоши, в значительной мере шла на экспорт. Потребителями большого количества ремесленных изделий были государство и крупные имения. Слой муниципальной аристократии и средних землевладельцев был представлен в Египте слабее, чем и других провинциях империи, а в византийское время он приходит в упадок, но наряду с военной и гражданской администрацией, разбогатевшей в результате беззастенчивого ограбления (включая взятки) налогоплательщиков, он все еще являлся важным покупателем ремесленных изделий. Даже основная масса египетского населения при всей ее бедности, неприхотливости и стремлении покрыть свои потребности за счет домашнего производства не могла обойтись без ремесленников, в особенности когда речь шла о сельскохозяйственном инвентаре. Дошедшие до нас описи утвари, брачные и бракоразводные договоры свидетельствуют, что ремесленные изделия были широко представлены в хозяйстве самых различных слоев населения.

Наконец, в Египте существовала многовековая традиция ремесленного мастерства. Хотя в римское время число рабов, занимавшихся ремеслом, несомненно, возросло, ремесло все же продолжало оставаться занятием свободных, и поэтому кризис рабовладельческой системы, столь сильно сказавшийся на состоянии ремесла в западных провинциях и вынудивший правящие круги пойти на закрепощение наиболее важных для государства категорий производителей, проявился значительно слабее в Египте. Профессия ремесленника передавалась и в Египте в порядке наследственности, но эта преемственность ремесленной традиции сохранилась не в результате жесткого правительственного принуждения, а на более или менее добровольной основе. Это, однако, не означает, что в Египте совершенно не было трудностей с ремесленной рабочей силой. Полностью избежать участи всей империи Египет не смог, и в IV в. во всяком случае, несомненно, шла борьба за ремесленников. Об этом свидетельствует опубликованная в 1952 г. жалоба ткача на то, что строители (по всей вероятности, корпорация строителей) пытаются переманить к себе и обучить своему ремеслу ученика ткача, который, по-видимому, настолько освоил профессию ткача, что уже работает у своего учителя в качестве помощника. Поскольку ученик добровольно не пожелал перейти к строителям, последние не останавливаются перед применением насилия. Любопытно, что юридик Египта, который разбирает это дело, не осуждает строителей. По-видимому, такие случаи не были в то время необычным явлением.

Имеются и другие документы, судя по которым было бы можно думать о нехватке рабочей силы. Так, например, в 286 г. строитель из деревни Оксиринхского нома в обращении к стратегу нома приносит клятву в том, что он отправится в Александрию и будет там работать на строительстве бани, пока не истечет срок работы. По всей вероятности, это литургия. В ряде папирусов говорится о поставке ремесленников и неквалифицированных работников в рудники и карьеры, пекарни, на очистку каналов и на другие объекты, в обеспечении работы которых государство было заинтересовано. В большинстве случаев идет речь о неквалифицированных работниках, но упоминаются и квалифицированные, причем иногда указывается их специальность. Обслуживаемые объекты находились в Александрии, Мемфисе, Вавилоне, Максимианополе, Пелусии и других местах. Поставка работников возлагалась на деревни, расположенные в различных частях страны. Следовательно, можно говорить, что эти поставки рабочей силы имели всеобщий характер. Давно признано, что речь идет о литургии.

Полагается, что эти документы свидетельствуют о «заметной нехватке» рабочей силы. С этим можно было бы согласиться, если бы во всех перечисленных документах шла речь об обязательной поставке физической рабочей силы. Но, как уже указывал Эртель, одни деревни поставляли работников, другие — пропитание, третьи — деньги, следовательно, литургия превратилась в налог. Если бы государство ощущало нехватку рабочей силы, оно не позволило бы номархам присылать вместо людей деньги на оплату лиц, нанимаемых вместо литургов. Поэтому вернее будет предположить, что в данном случае государство не столько стремилось к получению рабочей силы, сколько к переложению бремени расходов на плечи налогоплательщиков. Во всяком случае мы не встречаем в византийское время, если не считать начала IV в., документов, которые свидетельствовали бы о нехватке рабочей силы, тем более о жалобах на такую нехватку. В целом можно утверждать, что египетское ремесло было в достаточной мере обеспечено квалифицированной рабочей силой.

Анализ папирологического материала позволяет выявить некоторые черты египетского ремесла, которые, однако, нельзя понимать как особенности, свойственные исключительно Египту. Характерны они в некоторой степени и для некоторых других экономически развитых провинций империи, но нигде эти черты не выступают так ярко, как в Египте.
Египетский ремесленник, работавший на принадлежавшем ему сырье, как правило, сам продавал изготовленные им изделия. Об этом свидетельствует большое число папирусов, в том числе встречающиеся в хозяйственных записях выплаты ремесленникам. Но наряду с ремесленниками — продавцами изделий собственного производства — существовали и лица, специализировавшиеся на торговле определенными ремесленными изделиями. Но можно ли считать, что эти торговцы лично не имели никакого отношения к ремесленному производству? В тех случаях, когда идет речь о торговцах, ведущих крупные дела, например об александрийских купцах, занимавшихся экспортом египетской ремесленной продукции, такое предположение весьма правдоподобно.

В свете приведенных выше фактов можно утверждать, что если не все, то во всяком случае представители многих профессий, которых, исходя из данных этимологии, следовало бы причислить к разряду торговцев, в действительности сочетали ремесленную и торговую деятельность. Возможно, что в данном случае торговая сторона преобладала и что наряду с продажей изделий собственного производства они занимались также продажей предметов, изготовленных другими ремесленниками. Поэтому мы считаем возможным использование данных, относящихся к представителям этих профессии, в ходе рассмотрения интересующих нас вопросов.

Египетское ремесленное производство не было сконцентрировано только в отдельных районах или только в немногих крупных городах. Конечно, и в Египте были районы, славившиеся производством того или иного вида ремесленных изделий. Об этом говорят как данные археологии и литературных источников, так и тот факт, что некоторые виды изделий назывались по имени той местности, где они производились или где их производство было доведено до высокой стадии совершенства. Так же как и в других провинциях империи, ремесленное производство было особенно хорошо представлено в городах, поскольку именно в таких крупных центрах, как Александрия, Арсиноя, Антиноя, Оксиринх, Ермуполь, Ираклеуполь, Панополь и т. д., существовали наиболее благоприятные для развития ремесла условия. Но наряду с городами немалую роль в ремесленном производстве играли и египетские деревни. Хотя они и удовлетворяли часть своих потребностей за счет домашнего и городского производства, египетские деревни в основном потребляли изделия местного производства, изготовленные руками деревенских мастеров. Что касается мукомольного дела, маслоделия и т. п., то они, вероятно, были представлены в деревнях многих провинции империи; наличие же в деревнях представителей большого числа других ремесленных профессий — по всей видимости, специфика экономически высокоразвитых, густонаселенных провинций.

Египетские деревни, как известно, представляли собой крупные, насчитывавшие большое число жителей, населенные пункты. В папирусах неоднократно упоминаются ремесленники, работавшие в деревнях, причем — и это очень характерно — речь идет не об отдельных ремесленниках или об отдельных профессиях, а о довольно большом числе ремесленных занятий. Особенно ценны в этом отношении данные, относящиеся к Афродито VI в. Составленная В. Л. Гиргисом на основе имевшегося в ого распоряжении папирологического материала просонография Афродито включает представителей свыше 25 ремесленных профессий, в том числе 17 булочников, 13 золотых дел мастеров, 11 плотников, 10 мясников, 9 работников по металлу, 8 валяльщиков, 6 судостроителей, 6 маслоделов, 6 строителей, 5 ткачей по льну и т. д. Данные эти, конечно, не могут быть использованы даже для статистических выкладок местного значения, поскольку они собраны из разных папирусов, к тому же относящихся не к одному и тому же времени, однако говорят они о том, что ремеслом занимались многие жители деревни. Еще более убедительны данные о ремесленных корпорациях Афродито. Для образования корпорации требовалось известное число ремесленников данной специальности (но меньше трех). Только в одном папирусе перечислены пять ремесленных корпораций (в документе указаны еще две, но одна не ремесленная, а характер другой невозможно определить). В целом же в Афродито было не менее 20 ремесленных корпораций (включая пять, засвидетельствованных папирусами арабского времени). Правда, Афродито не рядовая деревня, а бывшая столица нома. Но, не говоря о том, что утеря роли столицы нома, возможно, была вызвана экономическим упадком, сам факт лишения Афродито значения административного центра должен был в какой-то мере сказаться на ее хозяйственном развитии. Но даже если исключить из нашего рассмотрения материал Афродито, которая все же в VI в. считалась деревней, имеются и другие данные, свидетельствующие о наличии в деревнях представителей различных ремесленных профессий и даже ремесленных корпораций. Тот факт, что некоторые населенные пункты носят ремесленные названия (например, «Поселок валяльщиков», «красильщиков», «золотых дел мастера», «пекарни», «гончарной мастерской» и т. п.), также говорит о том, что имелись поселения с довольно большим числом ремесленников. Распространение ремесла в деревне, уступающее, разумеется, по масштабам и значению городскому ремеслу, не вызывает сомнений.

Характерным для египетского ремесла является также высокая специализация, о чем свидетельствует зафиксированная в папирусах терминология, дающая исключительно большое количество терминов для обозначения специальностей в рамках одной и той же отрасли ремесленного производства. Произведенное обследование папирологического материала позволило выявить многие ремесленные или связанные с ремеслом профессии.