Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Эмалевые стили

С древнейшего из памятников, с евангелия 1392 года, твердо устанавливается сочетание эмалевой техники с другой не менее утонченной техникой ювелирного искусства со сканью или филигранью. Процветавшее еще во времена глубокой древности на Западе и на Востоке искусство филиграни заключается в выделке узоров из тонких, ссученных друг с другом металлических нитей (золотых или серебряных). Эти прозрачные, как кружево, узоры накладывались на металлическую плоскость или же своими узорами сами образовывали необходимую форму предмета. Плоскости филигранного узора украшались, обыкновенно, либо вставками драгоценных камней, либо дробницами с эмалью, чернью, чеканкой. Именно такие приемы украшения и наблюдаются на памятниках эпохи, украшенных эмалью.

Грубоватым, созданным из толстых нитей узором филиграни заполнена средняя часть лицевой доски оклада евангелия 1392 года, окруженная рамой из чеканных дробниц с изображениями евангелистов, святых и ангелов на эмалевых фонах. Через его лет в лицевой доске евангелия митрополита Симона 1499 года. Патриаршей ризницы (в Оружейной Палате), встречаемся с теми же основными элементами: большими плоскостями скани и скульптурными дробницами с эмалевыми фонами на них. Та ковы же и их другие памятники эпохи, создающие особую группу сканно-эмалевых произведений ювелирного мастерства.

Верхняя доска оклада евангелия (эмали X-XVI вв.: скань XVI в.)

Но этот «сканно-эмалевый» стиль был только подготовкой к эпохе расцвета русской эмали, к новому способу ее применения. Когда именно обозначались первые шаги в этом направлении — пока неизвестно, но во второй половине XVI века мы видам новый стиль совершенно сложившимся, почти расцветающим.

Эмалевые стили

Складень сканной работы XV в.

Однообразие дробных линий одноцветной скани, усиливаемое однообразием сканных узоров, состоящая, главным образом, из спиралеобразных завитков, — уже не отвечает более русскому вкусу, требующему красочности. В угоду этим требованиям создается новый стиль орнаментики, дробностью своих узоров и обилием спиралеобразных извивов еще напоминающий стиль скани. Но этот узор уже не одноцветен: он весь состоит из разноцветной эмали, нанесенной в углубления сканных линий, прикрепленных к золотой доске, служащей фоном. Такова, например, лицевая доска оклада евангелия, сделанного Иваном Грозным в 1571 году «в храм Пречистые Богородицы честного ее Благовещения на царский двор на сенях» (Оружейная Палата). Все свободные «фоновые» пространства здесь так же густо усеяны цветным узором, как густо, например, кружево скани на окладе 1499 года.

Сами формы орнамента стали гораздо богаче, чем раньше: в ходу и четырехлепестковые цветы, и стилизованные цветы-колокольчики, и трехлистники и горошинки. Не менее разнообразны и краски эмали. К синему, зеленому, красному и фиолетовому эмалей XIV-XV века теперь прибавились: белый, розовый лиловатого оттенка, бирюзовый.

Обилие цветов эмали, по которой местами красиво наложены золотые точки, эмаль на оправах драгоценных камней, украшающих раму оклада и среднюю дробницу, — все создает впечатление пышности, слегка восточного оттенка, и в то же время говорит о вполне созревшем стиле. Одноцветное кружево сканного узора стало теперь многоцветным, выявляя искусство мастеров приводить к единой гармонии многообразные цветовые оттенки, не прибегая еще к яркости красок, не пытаясь соперничать с самоцветностью драгоценных камней.

Оклад евангелия 1571 года может считаться вполне типичным для эмалевого искусства XVI века. И на других памятниках эпохи видим те же основные линии и формы орнамента, то же чередование красок и, что особенно интересно, те же золотые точки, вкрапленные в пятна эмали. Этот стиль переходит и проходит через весь XVII век, достигая особой утонченности и в самой технике — в изысканности форм орнаментики и подбора красок эмали, — и в способах применения.