Египет вступает опять в полосу войн, но уже не столько наступательного, сколько оборонительного характера. Те силы, которые он, казалось, прочно подчинил себе, народы Передней Азии и Нубии, расположенной к югу от Нильских порогов, поднимают снова голову. С севера надвигается новая гроза — коалиция народов восточной части Средиземного моря, на северных побережьях которого, в Греции и на островах, происходит усиленная передвижка новых племенных элементов. Фараоны 19 и 20-ой династии успешно обороняются, но Египту все труднее становится сдерживать натиск со всех сторон, тем более что и изнутри дают себя знать наросшие к этому времени противоречия внутренних сил. Власть переходит сперва в руки династии жрецов (21-я дин.), затем в руки вождей наемных ливийских войск (22-24-я дин.), в руки эфиопских царей, принявших титул египетских фараонов (25-ая дин.), наконец, после короткого блестящего периода попытки возрождения страны (26-ая дин.), персы (в 525 г. до н. э.) в лице царя Камбиза, а затем Александр Македонский (332 г. до н. э.) последовательно завоевывают страну, потерявшую окончательно свою политическую самостоятельность.
Ясно вполне, что смутный период экономического и политического упадка не мог удержать культурный расцвет на прежней высоте, искусство не дает новых побегов, доцветают старые ветви, иногда давая еще отдельные яркие цветы.
Отметим отличную бронзовую портретную статуэтку эфиопского царя Тахарки и его же колоссальную голову в Каирском музее. Эпоха позднего расцвета искусства дает серию отличных портретных царских голов, запечатленных характерным для эпохи несколько манерным и сентиментальным выражением условной приветливости. Следует отметить исключительную по жизненности и технической обработке голову жреца из твердого, зеленого, отлично полированного камня, происходящую из Мемфиса.
Чрезвычайно обильно количество бронзовой мелкой скульптуры, часто отличной работы, изображающей царей, жрецов, частных лиц или богов. Памятуя обычное требование египетской скульптуры классических эпох — многодетность, эти отличные статуэтки украшаются вкладками (инкрустацией) из других материалов, чаще всего из золота и серебра. Отличны изображения священных животных: ибисов, кошек и т. п.
Излюбленным материалом дешевых мелких поделок (амулеты, изображения богов, бусы, фигурки «ответчиков» — ушебти) является «фаянс» зелено-голубых тонов, глазурованный стеклянной глазурью, окрашенной медью.
Греческая культура, внеся в египетский обиход свой язык, заменив иероглифический шрифт своим, более упрощенным (коптский), вносит и в искусство свою новую струю, чуждую египетскому канону фронтальности и плоскостности.
Характерным явлением этого позднего, «эллинистического» искусства являются так наз. фаюмские портреты, писанные на деревянных дощечках восковыми красками (способ энкаустики), или же по дереву тоже, но техникой иконописи. Эти дощечки вкладывались поверх пелен мумии, на месте лица, заменяя маски человекообразных гробов Нового царства. И техника и манера письма проникает в раннее христианское искусство, а отсюда, через Византию, и в русское искусство (иконопись). И другие египетские мотивы мы встречаем далеко за территориальными пределами Египта. Лотос и сфинкс проникают и в переднеазиатское и в греческое искусство, а форма египетского иероглифа «анх» (означает «жизнь»), который так часто держат в руках египетские боги, повлияла впоследствии на форму христианского, коптского креста.