Очень близки к рейским фаянсам и по технике, и по декорировке фрагменты, находимые за последнее время в большом количестве в развалинах города Фустат в Египте. Фустат (собственно эль-Фестад — палатка) был основан в XII веке завоевателем Египта арабом Амру. В 972 году полководец багдадских халифов Монц, основавший в Египте самостоятельное государство под властью начатой им династии Фатимидов, провозгласил Фустат столицей Египта. Для нас важно отметить, что Фатимиды были шиитами. В 1171 году Фустат был разрушен сирийским полководцем Саладином, убившим последнего Фатимида и провозгласившим себя египетским султаном. При нем столицей Египта стал Каир. Таким образом, приблизительной предельной датой фустатской керамики считается год разрушения города.
Фаянсы из Фустата украшены совершенно такими же вялыми арабесками и такими же маленькими «закругленными» человеческими фигурками, как и рейские изделия. Родство фустатских фрагментов с фрагментами, находимыми в Рее, столь поразительно, что является сомнение, египетской ли они работы или же они были ввезены из Персии. Если они египетского происхождения, то ясно, что фустатское производство находилось в полной, почти рабской, зависимости от персидского.
Арабские фаянсы
Особую, уже давно привлекающую внимание исследователей, но пока еще довольно загадочную группу фаянсов представляют так называемые сикуло-арабские фаянсы. Это большие внушительные вазы, покрытые почти всегда синей глазурью. Орнамент их чисто восточный: арабески, сплетения ветвей, фигуры зверей в персидском вкусе и т. д. Но самым характерным декоративным мотивом сикуло-арабских фаянсов являются расположенные горизонтальными поясами роскошные арабские надписи. Что касается их форм, то они или имеют яйцевидный корпус без ножки с коротким, слегка суживающимся кверху горлышком, или представляют собой высокие цилиндрические сосуды, очень похожие на позднейшие аптечные кружки, так называемые альбарелли. Название «сикуло-арабские» они получили просто потому, что большинство из них было найдено в Сицилии.
Но как показали новейшие исследования, место находки этих ваз не совпадает с местом их производства.
Сикуло-арабские вазы, судя по их орнаменту, можно с большой долей вероятности приписать XIII-XIV веку; в это время Сицилия уже давно была снова в руках христиан и не могла уже более порождать произведения искусства в чисто восточном вкусе, особенно с такими чудными эпиграфическими мотивами. Эти таинственные вазы вышли, по всей вероятности, из сиро-месопотамских или египетских мастерских, откуда керамические изделия вывозились в Италию в большом количестве. То, что большинство из них было найдено в Сицилии, объясняется, по видимому, тем, что Сицилия лишь в последнюю очередь подверглась обследованию европейских антикваров.