Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Фетишизм — религия

Переплетая магию, культ природы и тотемизм, развивающаяся анимистическая религия наделяет душой все элементы, природные явления и ее силы, как физические, так и бесплотные. Вместе с тем развивается представление о самостоятельном образе «душ» этих сил и явлений. Эти души превращаются в бесплотных «духов». Возникает обширный сонм данных «духов», выступающих представителями природы. Таковы «духи» земли, воды, леса, гор, дома и пр. Воображение придает им человекообразный, антропоморфный, обычно фантастический, облик. Стараясь к себе приблизить этих духов, человек создает для них форму материальную — вместилище — и верит, что в данных формах духи имеют свое пребывание. Таково происхождение идолов, или фетишей (от португ. fetiko — «сделанный»). Отсюда массово распространенная культовая форма — поклонение и служение различным материальным вместилищам духов — фетишизм. Распространяется и культ отдельных мест, считающихся излюбленным местопребыванием отдельных духов: гор, полян, рощ и пр.

Развитие анимистических представлений преобразует отношение к смерти и покойнику. Начально смерть принимается за непробудный сон (отсюда: «уснул вечным сном») и вызывает заботу живущих о своем близком, «уснувшем». Но разложение трупа ставит человека первобытности перед проблемой, а ее он не может разрешить, и более ранние формы отношения к покойнику обнаруживают известного рода растерянность перед фактом происходящего уничтожения «спящего» человека. Отсюда крайнее разнообразие и самых начальных и последующих форм обращения с покойником: его оставляют с каким-либо запасом пищи и необходимых вещей и кое-как прикрывают, зарывают в землю, укладывают на ветвях дерева либо на помост (воздушное погребение), сжигают, прокапчивают, сохраняют и носят с собой весь костяк или его части и т. д. С появление верований о душе отношение к покойнику усложняется: если тело разлагается и исчезает, то душа — нетленна, живет и о себе требует соответствующей заботы.

Имеет развитие идеология о загробной жизни. Жизнь эта изначально мыслится все же, как реальная — и физически, и духовно. Отсюда целый ряд церемониальных погребений, подобно дому сооружение гроба, могилу прикрывают камнем, для невозможности выхода из могилы покойника (таково, как и культ камня, происхождение надмогильного памятника). Начальное снабжение умершего пищей обращается в погребальную трапезу, славянскую тризну.

В дальнейшем смерть считается конечным прекращением физического бытия, но душа продолжает существовать. Это в свою очередь порождает массу идей, для обрядов и церемоний: идею мира духов подземелий, душевного бессмертия, идею о воздаянии для души, «поминки души», дальнейшее развитие идеи переселения и душе воплощения, уверенность, что душа все еще обитает в личных вещах оставленных покойным, может поселиться в каком-либо его материальном изображении и пр. С развитием родового строя из этих представлений получается сложный культ, относящийся к тем умершим членам родового образования, которые в какой-то период времени совершили значимый поступок в обществе, воинов, глав родов — культ предков. Этот культ имеет многообразные формы, соединяясь с культом природы и тотемизмом. Материальным объектом данного культа служит изображение предка — идол, славянский «чур» или «щур», откуда «пращур». Предок является преимущественно покровителем и охранителем своих живущих родичей.

При развитом матриархате религия начинает развиваться по направлению культа природы, при этом отдельные природные элементы и силы имеют олицетворение женского обличья и определенные духи имеют женские имена. Культ матери-земли ярко выражается с развитием земледелия, культу луны тоже принадлежит значительное место. Как и по хозяйству, так и по общественному положению женщина в культе играет главную роль. С переходом к патриархату женское начало в религии вытесняется мужским, женские духи превращаются в мужские. Женщины, перешедшие в семью мужа, сначала сохраняют собственный культ, свои празднества, затем присоединяются к религии и культу своих мужей. С патриархатом наряду с культом природы имеет развитие культ предков, а в связи с развитием семейной общины — культ домашнего очага.