Архаический период
Этнические условия
В то время, когда у греков возникли первые эстетические переживания, их культура была уже немолодой, она имела длительную и сложную историю. Уже за пару тысяч лет до нашей эры на Крите процветали культура и искусство, названные по имени легендарного царя Миноса минойскими. Впоследствии, между 1600 и 1260 годами, другую, новую культуру создали «протоэллины», вторгшиеся в Грецию с севера. Их новая культура и новое искусство, соединявшие в себе черты южной минойской культуры с чертами культуры северной, имели свой центр в Микенах на Пелопоннесе и поэтому назывались микенскими. Около 1400 года до н. э. эта культура переживала свой наиболее блистательный период, но уже в XIII—XII веках пришла в упадок, не сумев защитить себя от нашествия новых северных племен. То были дорические племена, занимавшие прежде территории на север от Греции, но переместившиеся на юг под натиском иллирийцев, шедших из-за Дуная. Дорийцы завоевали богатые Микены и, уничтожив их, установили свой собственный порядок и свою собственную культуру.Период греческой истории с момента завоевания ее дорийцами в XII веке до н. э. до V века до н. э. называется архаическим. Он объединяет две различные фазы: в первую господствовали еще первобытные отношения, а во вторую (VII—начало V в. до н. э.) заложены были основы зрелой греческой культуры. В культуре второй фазы можно уже обнаружить зачатки эстетической мысли.Со времен дорического завоевания Грецию населяли различные племена: те, что жили здесь еще до нашествия, и те, которые совершили нашествие. Древнейшие племена, особенно это касается ионийцев, частично покинули греческий полуостров и расселились на ближайших островах и побережье Малой Азии. В Греции, таким образом, существовали рядом ионические и дорические территории и государства. Их жители отличались не только по своему происхождению, у них были и различные судьбы. Дорийцев и ионийцев разделяли не только этнические и географические различия, но и различия, связанные с экономикой, общественным строем, идеологией. У дорийцев сохранялось аристократическое правление, а у ионийцев господствовала власть демократии. У дорийцев предводительствовали военные, у ионийцев на первый план выдвинулись купцы. Первые были приверженцами традиций, вторые склонялись к новшествам.У греков рано возникли два варианта культуры — дорическая и ионическая. У ионийцев сохранялось больше элементов микенской культуры, но они подверглись также влияниям критской культуры и культуры процветавших стран Востока, вблизи которых они жили.
Общественные условия
На протяжении веков греки значительно расширили свои территории: они овладели Средиземным морем, заняв своими колониями пространство от Малой Азии до Гибралтара. На Востоке, в Малой Азии, основали свои колонии ионийцы, а на Западе, в Италии, в так называемой Великой Греции, также и дорийцы. Захват греками Средиземного моря привел к тому, что они стали вполне морским народом.Вплоть до VII века до н. э. Греция была преимущественно земледельческой страной, располагавшей лишь небольшой промышленностью. Но многие товары греки не производили, ибо их доставляли им с Востока финикияне.Положение изменилось со времени основания колоний. Греческое производство расширилось, как только в его продуктах стали нуждаться за пределами Греции, в колониях, а из колоний эти продукты нашли дорогу в другие страны. Страна имела железные и медные руды, глинозем; многочисленные стада давали шерсть,— все это предметы, на которые был спрос и которые можно было вывозить. За экспортом сырья последовал вывоз продуктов переработки. Конъюнктура стимулировала промышленность, возникли металлургия, керамическое производство, ткачество с его промышленными центрами, рассеянными по всей стране. Промышленность стимулировала развитие торговли, грекам самим пришлось стать посредниками, купцами. Торговые центры появились как в ионийских колониях, особенно в Милете, так и в европейской Греции — в Коринфе, позднее в Афинах. Судоходство и торговля не только увеличили богатство греков, но и расширили их познания, сведения о мире, их стремления. Они превратили граждан маленького полуострова в граждан мира. Большие способности, соединившись с великими устремлениями, выдвинули великих творцов искусства и науки, известных впоследствии всему миру. Экономические преобразования, происшедшие главным образом в VII—VI веках до н. э., повлекли за собой изменения демографические, социальные и политические. Города, с тех пор как они стали экономическими центрами, сосредоточивали не только городское население: стены Акрополя видели также и сельских жителей. Города не были крупными центрами — даже Коринф и Афины насчитывали в VI веке до н. э. едва около двух с половиной тысяч жителей, — но зато их было много и они соревновались между собой. Когда торговля и промышленность породили зажиточное сословие, между ним и родовой аристократией произошло столкновение. В результате пали опирающиеся на родовую аристократию патриархальные царства, возник сначала тимократический, а затем демократический строй. Он имел опору не только у простого народа и горожан, но также и у просвещенной и богатой родовой аристократии, сумевшей приспособиться к новым условиям. Таким образом, весь народ мог принимать и действительно принимал участие в создании греческой культуры.
Строй был демократическим, но вместе с тем и рабовладельческим. Мало сказать, что в Греции были рабы: их было там много, а в некоторых центрах их было даже больше, чем свободных граждан. Последние освобождались от физического труда, так что могли в соответствии со своими склонностями заниматься политикой, наукой, литературой, искусством.
Религиозные верования
Такие условия жизни, в меру обильной и зажиточной, в меру индустриализованной, с демократическим, но в то же время и рабовладельческим строем, сложились в Греции в VII—VI веках до н. э. Именно эти условия и вызвали к жизни греческую культуру. Века путешествий и торговли, индустриализации и демократизма в значительной мере оторвали Грецию от ее первобытных верований, выработали трезвый, гибкий образ мыслей, для которого природа значила уже больше, чем просто сверхъестественный мир. Однако в убеждениях и симпатиях греков, а вследствие этого в их искусстве и науке, сохранились некоторые древнейшие реликты, пережитки иных отношений, иного общественного строя, иных верований. Рядом с плодами развития просвещенного, повидавшего мир трезвого общества промышленников и купцов могли расцвести и рецидивы давно прошедших времен, старого образа мышления. Больше всего древних религиозных пережитков сохранилось в собственно Греции, меньше — в колониях, удаленных от священных мест и традиций.Греческая религия не была однородной. Та олимпийская религия, которая нам известна благодаря Гомеру, Гесиоду и мраморным статуям, являлась уже продуктом новых отношений, более просвещенной эпохи. Была она верой в счастливых и возвышенных богов-сверхлюдей, религией антропоморфической, полной света и безмятежности, религией без магии и суеверий, без демонизма и тайн. В ее мире человек жил естественно и свободно, в ясном, упорядоченном бытии.Однако рядом с этим светлым олимпизмом существовала мрачная религия подземных божеств, исповедовавшаяся первобытным населением Греции. А извне, главным образом с Востока, проникала таинственная, мистическая, экстатическая религия орфизма и культа Диониса, эта варварская и неистовая религия, полная мистерий и вакханалий, бегущая от ясности мира, ищущая мистического освобождения. Но именно в первом религиозном течении проявились своеобразные черты греков, то, что на протяжении столетий рассматривалось как типично греческое.Олимпийская, человеческая и пластическая религия завладела греческой поэзией и изобразительным искусством. Долгое время поэты прославляли олимпийских богов, а скульпторы ваяли также одних богов, прежде чем решиться на то, чтобы перейти к изображению людей. Эта олимпийская религия пропитала все искусство греков, и, наоборот, эстетика их собой пропитала всю олимпийскую религию.
Мистическое религиозное направление в меньшей степени увековечило себя в древнегреческом искусстве. Этой религии служила музыка и вследствие этого понималась в ее духе. Мистическая религия проявилась прежде всего в древнегреческой философии, а через философию проникла и в эстетику. Если первое направление ранней эстетики было выражением философского просвещения, то второе стало выражением религиозно-мистической философии.