Папирусу соответствовало наиболее для него приспособленное орудие письма — калам, пергаменту — птичье перо, главным образом гусиное, которое затем вполне пригодилось и для бумаги. Вопрос о том, когда именно произошла замена калама пером и какие вообще существовали приемы заточки пера, принадлежит к числу наименее разработанных. Между тем теперь становится все более ясным, что этому обстоятельству следует уделить особое внимание.
Нам не раз придется останавливаться на том, насколько внешний облик письма зависит от той или иной заточки пера. Во все время господства гусиного пера, т. е. с VI в. до середины XIX в., приемы заточки в значительной степени определяли и приемы начертания букв. Хорошо очиненное перо было для каждого писца не менее важным, чем хорошо выделанный пергамент и должной густоты чернила.
Особый «перочинный» ножик, всегда остро наточенный, очень ценился в среде пишущей братии; искусство пользоваться им передавалось от учителя к ученику и в немалой степени содействовало выработке профессионального мастерства; недаром ему уделяли столько внимания авторы каллиграфических трактатов XVI—XIX вв. Гусиное перо также как и пергамент представляло собой орудие местного производства, в то время как папирус и камышовый калам ввозились из Египта и из Италии. Судя по сообщениям средневековых авторов (Исидора Севильского —VI в., Петра Почтенного —XII в.), оба орудия сосуществовали сравнительно долго. Возможно, что это определялось сосуществованием двух писчих материалов: папируса и пергамента. Во всяком случае, после полного исчезновения папируса исчез и калам.
Птичье перо приспособлено для самых различных типов заточки, обладает большой эластичностью, очень «послушно» руке, т. е. следует мельчайшим движениям пальцев. Все эти качества оно передало в середине XIX в. стальному перу, точнее, всем многочисленным видам металлических перьев. Лишь в наши дни употребление перьевых и шариковых авторучек внесло ряд изменений в приемы письма (оно лишилось жирных и волосных линий) и изменило его эстетику, придав ему большее единообразие.
Ниже даны образцы различной заточки пера и различных приемов его держания.
Остро очиненное, позволяет проводить очень тонкие линии с незначительным нажимом; чуть срезанное — утолщает линии и нажимы; срезанное наискось (со срезом вправо или влево) усиливает эту возможность. Наконец, с косым срезом, расщеплением не посередине и особой формой ребер («готическое») держит максимальный запас чернил и позволяет проводить «ломаные» жирные линии в сочетании с тончайшими волосными, которые достигаются ведением самого острия пера. Писец все время переворачивает его в пальцах, то ставя его на всю ширину среза и сильно нажимая, то переворачивая на острие и ослабляя нажим до минимума.