Во время раскопок в Херсонесе 1936—1937 гг., возле IX поперечной улицы, были открыты остатки большого дома эллинистического периода. Стены дома возведены на скале и отличаются монументальностью сооружения: толщина их равна 0,80 м; кладка некоторых частей стен выполнена из крупных тесаных плит; связующим веществом служит глина. Под одним из помещений дома находится прямоугольная яма, вырубленная в скале, служившая погребом для хранения продуктов. Плана дома полностью установить не удалось, так как некоторые стены его были разобраны при постройке другого огромного здания, относящегося к I-IV вв.
Вне основного плана дома, с южной его стороны, внутри квартала, находятся цистерна и небольшое помещение с мозаичным полом. Цистерна имеет грушевидную форму, диаметр ее вверху 0,60 м, внизу — 2,25 м, глубина — 3,25 м. Стены цистерны внутри тщательно оштукатурены раствором, состоящим из извести, песка и небольшого количества мелкотолченой керамики. Цистерна служила для хранения дождевой воды. Две трети ее вырублены в скале; верхняя часть, высотой в 1 м, сложена из камней на глине.
Помещение с мозаичным полом примыкает к южному углу дома, вход в помещение шел со стороны цистерны, в северо-западной стене. Размеры помещения небольшие: длина по юго-западной стене 3,20 м, оставшаяся в сохранности длина северо-западной стены — около 3 м. Северо-восточная стена не сохранилась: она была разрушена в раннесредневековый период. Кладка стен состоит из небольших камней на глине; внутри стены обмазаны толстым слоем чистой глины желтого цвета, а поверх глины оштукатурены известью с песком. На кусках штукатурки сохранилась окраска красного цвета; по-видимому, стены были покрыты росписью.
Пол в помещении мозаичный. Мозаика выполнена из мелкой морской гальки различного цвета: белого, желтого, красного и темно-синего. Камушки мозаичной вымостки положены на раствор из извести и песка (раствор лежит непосредственно на скале). В нескольких местах мозаика еще в древности была разрушена: не сохранилась северо-восточная часть; большая лакуна имеется в юго-западной части, и мелкие повреждения встречаются в других местах.
Центральная часть пола представляет прямоугольник, обведенный рамой из камушков темно-синего цвета. Ширина средней части, между северо-западным и юго-восточным полем, 2 м. Боковые части имеют различную ширину: северо-западное поле — 0,90 м, юго-восточное — 0,70 м, юго-западное — 1,15 м (северо-восточное поле не сохранилось).
Среднюю часть мозаичной вымостки занимают изображения двух женских стоящих фигур (головы и концы ног не сохранились).
Обе фигуры изображены обнаженными и обращенными в фас. Тяжесть тела левой (от зрителя) фигуры покоится на правой ноге, левая нога слегка согнута и отставлена назад. Торс имеет большой наклон вправо. Опорой для тела также служит круглая ваза, стоящая между фигурами: обе фигуры слегка опираются на нее. Руки левой фигуры согнуты в локтях и подняты вверх, к голове; положение рук дает возможность предполагать, что руками женщина поправляла на голове волосы.
Правая фигура, в отличие от левой, всей тяжестью тела стоит на левой ноге, правая же далеко отставлена назад и в сторону (ноги перекрещиваются). Положение рук второй фигуры иное, чем у первой: правая ее рука согнута в локте и опирается на бедро, левая вытянута вниз, в сторону, опирается, по-видимому, на ствол. С плеч, сзади фигуры, спускается плащ желтого цвета, хорошо видимый по сторонам ниже бедер. Складки плаща справа расположены в форме ласточкина хвоста; они показаны черными камушками, поставленными на ребро.
Линии торса и низ живота у обеих фигур ограничены свинцовыми пластинками. Контуры рук, ног, груди и коленных чашек очерчены темно-синими камушками, поставленными на ребро. Тело той и другой фигуры выполнено из белых камушков, положенных плоскими сторонами (среди них встречаются камушки желтоватого цвета; на рисунке они выглядят более темными, чем белые). Соски грудей обозначены каждый красным камушком, пуп — двумя камушками: вверху — синий, внизу — красный.
Левая фигура изображена на синем фоне; плащ второй фигуры создает для нее желтый тон. Очевидно, художник стремился избежать однообразия как в отношении композиции фигур, таки в живописном их исполнении. Следует также отметить, что позы фигур свободны и естественны, изображения же их в целом отличаются реализмом.
Между фигурами стоит круглая ваза лутерий; ножка и края ее выполнены из белых камней, середина — из темно-синих (диаметр вазы — 0,60 м, сохранившаяся высота ножки — 0,40 м). Ствол ножки украшен канеллюрами; их грани и закругления вверху обозначены черными камушками. Фон между фигурами и вазой выполнен из темно-синих камней.
На вазе сидит птица (по-видимому, голубь) вправо; голова ее обращена назад — влево. Тело птицы из желтых камней, клюв и лапки — из красных. Вверху, над вазой, на уровне плеч фигур, изображена другая птица, обращенная влево. Она выполнена из белых камушков, клюв и лапки — из красных. Крылья птицы распластаны в стороны; длинный хвост опущен вниз. Над вазой, между женскими фигурами, видно изображение, выполненное из темно-синих камней, поставленных на ребро, каких-то неясных предметов в виде дуги(?), на которую опираются обе фигуры; выше ее какая-то неясная масса: на ней сидит верхняя птица.
Северо-западное (левое от зрителя) поле мозаичного пола украшено растительным орнаментом.
В середине изображена пальметка, выполненная из белых камушков; фон между лепестками желтый; контуры пальметки и других частей орнамента состоят из темно-синих камней. Слева от пальметки трех лепестковый цветок желтого цвета, обращенный вниз. Повреждения мозаики в нескольких местах, справа и слева от пальметки, не позволяют восстановить полностью орнамент в этой части пола.
В юго-восточном и юго-западном полях вымостка простая, без орнамента, но состоит также из камней различного цвета. Камни юго-восточного поля покрыты тонким налетом извести (при вспрыскивании водой камни просвечивают). В юго-западном поле мозаика сохранилась лишь непосредственно возле стены.
В западном углу помещения, на расстоянии 0,35 м от стены северо-западной, в полу находится углубление, вырубленное в скале.
Сверху в него вставлен венчик пифоса (от венчика сохранилось немного более половины); диаметр его 0,50 м, глубина ямы 0,30 м. Мозаичная вымостка сделана с небольшим напуском на венчик; это указывает на то, что углубление одновременно с помещением и связано с ним в своем назначении. Это подтверждается и тем, что мозаичный пол имеет наклон к углублению: по-видимому, оно служило для стока воды.
Таким образом, помещение с мозаичным полом, несомненно, служило для омовения. Вряд ли это помещение составляло часть терм; скорее всего это была всего лишь одна комната при частном доме, где совершались омовения горячей и холодной водой. Небольшие размеры помещения и отсутствие каких-либо остатков, которые указывали бы на существование обширных терм, склоняют к тому предположению, что в помещении с мозаичным полом следует видеть скорее частную баню. Правда, как уже отмечено выше, от эллинистического здания сохранилось мало остатков; но то обстоятельство, что помещение с мозаикой расположено вне основного плана дома, находится во дворе его, построено к последнему впритык, и вход в него был со двора, а не из внутренних помещений дома, решает вопрос в пользу того, что баня состояла лишь из одного помещения с мозаичным полом и что она была частной баней.
Выше было дано описание цистерны, находившейся во дворе дома, на расстоянии 2 м от помещения с мозаикой. Вряд ли это случайно, как не случайно и то, что вход в баню находится в северо-западной ее стене, напротив цистерны: удобно и близко было брать и носить воду из цистерны в баню.
При таком назначении помещения получает смысл и самый мозаичный пол. Мозаичный пол сверкал своими красками; разноцветные камушки изображения и весь орнамент были яркими и хорошо видными только при обливании их водой или под водой; без воды сухие камушки сереют, орнамент становится бледным и маловыразительным. Мозаичная вымостка, открытая в Ольвии, находилась во дворе, под открытым небом, и подвергалась действию дождя.
Какой был сюжет мозаики: мифологический или бытовой? Связан ли он с назначением помещения или нет? Кого представляют обнаженные женские фигуры? Эти и некоторые другие вопросы пока приходится решать предположительно.
Изображение обнаженных женщин возле лутерия — не редкий сюжет в краснофигурной живописи и на других памятниках античной эпохи. Чаще всего около лутерия изображается Афродита, совершающая свой туалет в обществе граций. Но встречаются и просто бытовые сцены, взятые из реальной жизни: молодые женщины при помощи служанок-рабынь совершают омовение в лутерии, натираются маслом, делают прически и т. п.
Несомненно, что и на херсонесской мозаике изображена сцена омовения и совершения туалета двух молодых женщин, находящихся в бане. На это указывают наличие лутерия, наиболее частым назначением которого было служить вместилищем для воды, и позы самих женщин. Таким образом, сюжет мозаичного пола тесно связан с назначением помещения: сцена омовения была изображена в бане.
К какому времени относится мозаика? Материал для решения вопроса имеется и теперь достаточный. При раскопках помещения, где открыта была мозаика, найдена эллинистическая керамика III-II вв. до н.э.: фрагменты черно-лаковой посуды, блюда, миски и массивные лутерии (последние, с широкими носиками, могли употребляться в бане при омовении), амфоры, черепицы (калиптеры и солены), большей частью синопские. На полу найдены, кроме того, железные и медные гвозди; бронзовые монеты, из них две херсонесские, относятся к митридатовой эпохе, к концу II — началу I в. до н. э. В насыпи цистерны были найдены: амфорные родосские ручки с клеймами; кувшины с орнаментами в виде полос белого, коричневого и красного цвета; фрагменты черно-лаковой посуды; фигурный сосуд в виде лежащего быка, горло его с ситечком, покрыт черным лаком; фрагменты чернофигурного и краснофигурных сосудов и др. Насыпь в цистерне найденными в ней предметами датируется, таким образом, III-II вв. до н. э. Предметов позднее II в. до н. э. ни в цистерне, ни в помещении с мозаикой не найдено. Перечисленные предметы и монеты свидетельствуют, что помещение, цистерна и весь дом в целом перестали существовать в конце II — начале I в. до н. э.
Таким образом, возникновение дома (как и других зданий в раскопанном квартале) относится ко времени не ранее середины IV в., скорее всего к концу IV — началу III в. до н. э. Возможно, что помещение с мозаичной вымосткой было построено несколько позднее основного здания, так что мозаичный пол может относиться к III-II вв. до н. э. По сравнению с ольвийской мозаикой первой половины II в. до н. э., херсонесскую мозаику возможно отнести к тому же времени.
Установление более точной даты, а также разрешение стилистических особенностей, выяснение ближайших аналогичных памятников, к кругу которых относится херсонесская мозаика, и другие вопросы, с нею связанные, должны найти свое место и разрешение в специальном исследовании.