Для Раджастхана характерен еще один вид расписываемых от руки тканых изделий — большие хлопчатобумажные завесы, на фоне которых выступают странствующие народные актеры.
На этих завесах в трех-четырех горизонтальных рядах, состоящих из обрамленных узкими орнаментальными полосками прямоугольников, изображают разные сцены того сюжета, который играют актеры. Чаще всего это героические баллады о битвах и подвигах воинов-раджпутов, но бывают и сюжеты, заимствованные из эпоса и мифов или из народных сказок.
Рисунки на этих завесах делают деревенские мастера по росписи тканей. По своему стилю эти рисунки близки красочным рисункам, наносимым на стены домов в области Раджастхана. Они выразительны, динамичны и реалистичны в трактовке образов. Будучи тесно связаны с сюжетами, отражающими картины прошедшей жизни, эти рисунки сохраняют черты, свойственные минувшим векам,- старые костюмы, утварь, оружие и т. п.
Рынок сбыта таких произведений очень узок, и эта отрасль ремесла практически не развивается, хотя и не отмирает благодаря существованию в штате многих трупп народного театра.
Помимо росписи от руки, известны близкий ей прием создания красочного узора на ткани методом наклеивания красок, а также способы нанесения их по трафарету, окраски при помощи резистентных веществ и окраски методом протравливания.
Наклеивание производится обычно тогда, когда требуется нанести рисунок из золота или серебра. Этот способ близок набивке, так как прежде всего узорным штампом наносят клей на поверхность окрашиваемого изделия, а затем накладывают на эти места тончайшие листочки золотой, серебряной или ртутной фольги. Когда клей высыхает, избыточные частички фольги снимаются с ткани, а узор полируется для придания ему блеска. Известен прием наклеивания золотой фольги сплошным слоем на плотную хлопчатобумажную ткань, использовавшийся, в частности, для изготовления настенных завес, украшавших покои владетельных особ. Примером такого роскошного декоративного убранства может служить дворец властителя Майсура — Типу Султана (XVIII в.), расположенный на острове на р. Кавери вблизи г. Майсура. В этом дворце сохранились остатки таких завес, а также бумаги для оклеивания стен, покрытой искусственной позолотой, которую делали из сока особого растения (так поясняют приезжим работающие там гиды). Вариантом этого способа является присыпание клейкого узора золотым или серебряным порошком, а иногда и пылью от цветного шерстяного ворса.
Узор наносят иногда и пигментом — смесью красителя (порошка) с касторовым маслом. Если для этого применяется золотой порошок, то такая окраска называется золочением ткани.
Существует и более сложный способ приготовления пигментов для нанесения ими от руки сложных и тонких узоров. Пигмент готовится из семян дикорастущего сафлора (Carthamus Oxicanthus), которые сначала кипятят в воде в течение 10 — 12 часов, а затем заливают холодной водой. В результате получается клейкая однородная маслянистая масса, к которой примешивают немного известкового порошка и различные красители (для создания псевдо-серебряной краски примешивают истолченную в порошок слюду, но употребляют также и настоящие серебро и золото). Эту краску делают также из смеси красителя с касторовым маслом, которую прогревают до загустения. Готовая пигментная краска известна под названием «роган».
Процесс окрашивания ткани заключается в том, что мастер берет в ладонь левой руки немного рогана, а в правую — металлическое стило. Погружая стило в роган, он вытягивает этот густой пигмент в тонкий шнурок и накладывает его на поверхность тканого изделия по заранее размеченным контурам и линиям рисунка. Если надо покрыть какую-то поверхность, он сплошь покрывает ее рядами этого клейкого «шнура». После просыхания красителя мастер втирает его в ткань пальцем, смоченным в воде, для разглаживания поверхности и более глубокой пропитки ткани.